14 декабря 2014, 23:00

Откровения бойца АТО о чистке рядов, ненависти к Фейсбуку и надежности "Правого сектора"

Украинский военный Алексей Гора рассказал, как происходит переоценка человеческих ценностей в условиях войны.

Откровения бойца АТО о чистке рядов, ненависти к Фейсбуку и надежности "Правого сектора"

Заметки со своими размышлениями Гора написал в ходе участия в боевых действиях в Гранитном, Авдеевке, Тоненьком и Песках Донецкой области.

Dialog.ua публикует полный текст материала. Стиль и орфография автора сохранены.

Люди

Люди делятся на две категории: «здесь» и «там». Те, которые «здесь», – понятные и простые. Каждый готов помочь или как минимум не помешать. Подлецы есть везде. Здесь – меньше. Здесь нельзя «урвать», «отхватить», «наколоть». Даже если у кого-то возникает такая мысль, она перестаёт быть актуальной еще в процессе возникновения. И это не идеализация ситуации. Это необходимое условие выживания. С подлецами вопрос решается просто: родные получат письмо о героической гибели оного в бою. Это – война. Она здесь. Родные – не виноваты. Они живут в мире и пусть лучше получат такое грустное известие, чем другое…

Встретил друга Саньку (не мирного, а своего, военного, с которым познакомился в части). Случайно оказались рядом: артразведка нужна на всём фронте, и наши подразделения обычно разбросаны в разных районах. Чувства встречи поймёт только тот, кто там был… Первая фраза от него: «Не обнимай!»

Оказалось, во время очередного обстрела неудачно прыгнул в щель и повредил рёбра. В больницу? Ну уж нет! «Расчет без меня работать не сможет», – вот такой ответ. И это – не бравада, это – реальность. Правило очень простое: если ты подвёл – пострадать могут все. При этом причины не важны. Зато ты знаешь, что и тебя не подведут. Старая полушкольная шутка про то, что причиной отсутствия может быть только смерть, получила здесь новый окрас.

В батальоне звуковой разведки служит подполковник. На должности сержанта. Такой же, как и мы все, мобилизованный. Ну не совсем такой… Он из одного из райцентров Донецкой области. Город оккупирован. Последнее место службы – замвоенкома горвоенкомата. Это не просто так! Когда понял, что наши здесь не скоро появятся, выехал из города на «большую» землю. Пришёл в военкомат Бердянска. Попросился в боевую часть. Отказали. Профессиональному артиллеристу (!) сказали, что нет подходящей должности! Две недели уговаривал 58-летний мужик взять его в армию!!! Взяли. Как неквалифицированного солдата. К счастью, попал в нашу часть. Его знания нам пригодились! Спасибо, Сан Сергеич, ты многих спас и многим помог!

А поводом для его похода стал наш, кировоградский прапорщик. Старший прапорщик. «Батя», как мы его называем. Я про него уже рассказывал: фермер из Кировоградского района, который прошёл Афган. Когда нас собрали в военкомате, один из ведущих каналов страны сделал с ним интервью. Там прозвучал один глупый вопрос: «Вы не боитесь, что можете погибнуть?» Ответ: «Я в Афгане боялся. А сейчас у меня сын старший делами занимается, а я на войну еду, а не в игрушки играть. Я что, сына за себя посылать должен?»

Вот после этой фразы Сан Сергеич собрал свои манатки и поехал из города, где бешеные бабки кричали: «Даёшь Рассею!» Как сказал мне чуть позже: «Ну не мог я оставаться в стороне, если ТАКОЙ прапорщик идет на войну! Меня страна моя кормила-одевала столько лет, я ж вернуть должен то, что она на меня тратила!» Он пробыл в Зоне 63 дня! Скоро опять назад. Есть у него одна мечта, признался как-то раз: «Хочу, – говорит, – приехать в гости к своему племяннику в Киев. Он полковник Генштаба в отставке. Ему 44 года. Хочу приехать и просто посмотреть ему в глаза!» Я его на поезд в Киев провожал: верю – посмотрит!

Люди, которые «там», мирные, – непонятные. Они чужие. У них свои проблемы – цены на бензин, на водку. Позвонил одному другу, тот говорит: «Знаешь, какие результаты соцопросов перед выборами?» (Я из Зоны в день выборов прибыл.) Вот честно, чуть не ответил, что мне по … барабану. Эти ваши политические дрязги, ну очень далеко от нас. В нынешней политике знаю одно, что единственная группа, которой могу доверять, – это ПС. Они были везде, где было несладко. В Старогнатовке (под Гранитным) был блок-пост ПС. В Песках, в Тоненьком – тоже. С той стороны, где эти ребята стоят, можно не ждать атаки. Они – надёжные!

Не могу не сказать вот ещё о чем. У ВАС, в Кировограде, идёт какой-то «кипеш» под областной прокуратурой. Не знаю подробностей – далеко от меня. Огорчило, удивило, расстроило одно: люди в балаклавах. Если я верю в правильность своих действий – НИКОГДА НЕ БУДУ ПРЯТАТЬ СВОЁ ЛИЦО!!! Фразы типа: «Они в АТО, и по этому скрываются» меня смешат, глядя на изданный недавно календарь КИБОРГОВ. А те горы аккуратно напиленных чурбаков, сложенных у стенки облпрокуратуры, вызывают негодование, когда вспоминается пара последних полешек у буржуйки в палатке при минус двадцати по Цельсию… Ну это – так, личное…

Сложно разговаривать со старыми друзьями. Вроде и обидеть не хочется, но и разговаривать не о чем. Все интересы – здесь. Как скорей заставить «черепашку» снова работать, какую цель первой назвать, какой глубины окоп лучше, в каком месте… Разные мы стали…

Мысль эта подтвердилась и по возвращении. Выпивая рюмку чая со старыми сотоварищами, поймал себя на том, что тёплые носки стоят столько же, сколько и вышеупомянутая рюмка. Встал и ушёл.

Волонтёры

Лично не видел. Однако благодарен бескрайне! Особенности нашей работы таковы, что попасть к нам крайне проблематично. Но волонтёрскую помощь ощутили даже мы. Теперь есть тёплые и быстросохнущие (это очень важно!) одеяла. Стоявшая рядом с нами часть поделилась резиновыми сапогами, парой тёплых спальников и даже израильским набором первой помощи! Служивший в армии поймёт, что это не подотчетные вещи!

А когда у нас к концу подошли сигареты и продукты, проезжавшие мимо наши ребята передали пару ящиков консервов и печенья, а три блока сигарет стали самым большим внезапным подарком в моей жизни. Теперь есть у нас и вязаные шапочки, и даже пара шарфов, пропитанных умопомрачительным запахом каких-то духов! Оказалось, что это важно! Никогда не придавал значения парфюмерии, но тут получили от приехавших из части командиров черные шапочки и шарфы. И за них, конечно, спасибо, но запах… Запах мирной жизни!

Уезжая из-под Гранитного, пару часов стояли на перекрёстке дорог в ожидании команды на движение. Мимо ехал микроавтобус с черкасскими номерами. Ребята остановились и просто уговорили нас взять хотя бы ящик с чаем! Внутри лежало письмо от детей одного из сёл Монастырищенского района. Читали все, вслух и несколько раз.

Рисунки. По важности с запахом могут только они сравниться. Рядом стояла некоторое время часть САУшек, так вот видел в одной из них детские рисунки, которыми броня обклеена была снаружи и внутри! Передали мне лично огромаднейшую кучу рисунков детей из 17-й школы. Раздавал всем. Не хватило. Спасибо вам, дорогие и родные! Одному моему товарищу повезло: он получил через волонтёров носки, связанные ученицей кировоградской школы № 5 (ну не помню, как она теперь называется по-модному!). А внутри – записка «Для мого захісника від …». С именем, фамилией и классом. Теперь Саня ждёт окончания войны и пообещал найти эту девочку, чтобы обнять и сказать спасибо! Верю – получится!

Плохое. В Тоненьком нашли случайно склад. С огромаднейшим количеством волонтёрской помощи. Брошенный. Там было всё: тушенка домашняя, вещи тёплые, хлеб, лекарства, сухие пайки импортные… Насыпом… На земле… Кто-то бросил после попадания пары снарядов метрах в трёхстах. Там даже на сковородке недожаренное мясо (!) осталось. Не знаю, кто это сделал. Рядом, в паре километров, стояли ребята, которые делили банку тушенки на четверых. А здесь…

Без волонтёров нам в армии было бы очень тяжело. Только вот результативность их помощи сильно зависит от конечного пункта доставки.

Уже прибывая в Запорожье, видел на базаре и в маленьких магазинах хозтоваров одноразовую посуду, носки, зубные пасты, стиральные порошки и прочую мелочь, удивительно похожую на то, что передают волонтёры. По очень смехотворным ценам. Не хочется думать плохо, но …

Информация

Её здесь мало. Фактически нет мобильной связи (часто, чтобы дозвониться домой, надо искать место, где есть связь). Интернет мобильный плох сам по себе, а в этих условиях становится роскошью. И не только от плохого качества связи, но и от проблем с зарядкой мобильного телефона. Пытаясь соорудить зарядное устройство от доступного (и единственного!) источника электроэнергии, было уничтожено два кипятильника, один внешний аккумулятор и два китайских переходника для зарядки мобилок. Ценность зарядки от солнечной батареи определить невозможно! Было время, когда мы по очереди передавали свои мобильные телефоны ребятам из ближайших частей, которые через сутки их возвращали слегка заряженными. Именно тогда телефон нашего командира «уехал» под Донецк, но мы его «догнали», переехав туда же.

Даже, попав во Всемирную сеть, приходится выбирать и ограничивать источники информации. По простоте доступа и минимальным энергозатратам. Для меня таким источником стал Фейсбук. Лицо-книга просто пестрит воплями о том, что «всё пропало», «нас кинули», «нас предали». Аж читать противно! У вас пропало? Вас кинули? Вас предали? Тогда мы где?!

Знаете, эта вонь (прошу прощения за грубость, но это единственное цензурное слово, которое можно опубликовать в газете), вызывает только негодование. Блин! Если у вас там всё так плохо, то что должно быть у нас?! Даже из агрегатора новостей сквозят упадничество и реклама дорогих машин. Ещё одно подтверждение, что мы в разных мирах живём. И для меня не вопрос, какой из них настоящий…

В свете всего этого, с некоторым удовольствием читаем иногда сайт сепаров. Они перепечатывают информацию с официальных украинских источников, заменяя слова. Слово «сепаратист» меняют на «ополченец», «Верховная Рада» – на «хунта», и т. д. Не это главное. Иногда там можно найти уникальную информацию. Например, рассказ о том, как доблестные российские пограничники остановили контрабанду украинского сала через… Норвегию! Даже нас, слегка знакомых с географией, такая новость веселит безмерно! А самым частым вопросом становится: «Что же они курят?»

Вот здесь позволю себе вставить слово о «Министерстве Правды» (удачное название из Оруэла приспособили наши борцы за свободу слова). Ругайте, спорьте, опровергайте, негодуйте, но оно НУЖНО! Тот неконтролируемый поток, скажем так … информации, который льётся наружу из каждого источника, приносит много больше вреда, чем пользы.

Я не знаю, каким это министерство должно быть, но контролировать этот поток просто необходимо. Наши сайты, газеты и ТВ просматриваются и анализируются сепарами постоянно (я уже это чуть раньше говорил!). А когда на их сайтах информация о перемещениях наших войск появляется ДО самого перемещения, это значит, что наших ещё больше погибнет… Вот для предотвращения этого безобразия такая организация и нужна! Это моё личное мнение, основанное на личном же опыте и наблюдениях.

Последние новости