17 февраля 2016, 11:00

Игра президента: почему сохранилось правительство Яценюка

​16 февраля должно было стать особым днем в истории второго правительства Арсения Яценюка. Уже накануне стало ясно, что подписи за отставку кабинета министров собирают не только депутаты из малочисленных “Самопомощи” и “Батькивщины”, но и их коллеги из самой большой фракции украинского парламента – президентской.

Игра президента: почему сохранилось правительство Яценюка

Правда, наблюдателей могло бы насторожить, что президент не высказал своим депутатам никаких четких рекомендаций относительно голосования за отставку правительства. Но, тем не менее, позиция руководства фракции не оставляла никаких сомнений: судьба правительства решена.

То, что нам предстоит всего лишь спектакль, стало ясно после президентского выступления. Глава государства заявил о необходимости отставки генерального прокурора Виктора Шокина и потребовал полной перезагрузки правительства. Многие украинские – и не только украинские журналисты – “клюнули” на жесткую критику правительства, прозвучавшую со стороны главы государства, в ряде СМИ появились броские заголовки о том, что Порошенко призвал к отставке Шокина и Яценюка. Между тем, интернет-представительство самого главы государства указало, что президент “призвал премьер-министра Арсения Яценюка к тотальному обновлению Правительства на основе действующей коалиции”. В самом обращении Порошенко подчеркнул, что у премьер-министра сохраняется возможность выбрать, каким образом реализовать этот запрос.

После этого стало ясно, что судьба Арсения Яценюка – по крайней мере, на ближайшие месяцы, до следующей сессии парламента – решена: он останется в кресле главы правительства. Но тогда возникает вопрос: для чего необходимо было столько говорить об отставке правительства, собирать подписи – а потом обеспечивать голосование, гарантирующее главе правительства и его министрам иммунитет?

В парламентских кулуарах, как это обычно и бывает в ситуации, когда не хотят замечать очевидное, говорят о чем угодно – вплоть до “олигархического сговора”. Но на самом деле все куда проще – речь идет о самой обычной ответственности.

Петр Порошенко действительно хочет отставки Арсения Яценюка. Премьер-министр – это единственный на сегодняшний день чиновник, который мешает сосредоточению всех полномочий по управлению страной – и, следовательно, всего объема влияний – в президентской администрации. К тому же соратники премьера руководят двумя министерствами, контроль над которыми жизненно важен для президента – МВД и министерством юстиции. Без этого контроля Петр Порошенко действительно остается главой парламентско-президентской республики. С этим контролем – и со своим премьером – он станет “настоящим” президентом.

Судя по тому, как талантливо и упорно – при этом с сохранением всех принципов действующей Конституции – Петр Порошенко добивается такого контроля – его представление о власти не допускает сохранения существующего баланса и вообще какого-либо баланса. Именно для этого и была запущена весьма успешная кампания по дискредитации премьер-министра, которая в результате перешла в компанию по дискредитации президентского окружения. И, по идее, Порошенко нужно было бы избавляться от Яценюка уже сейчас, пока борьба с президентскими соратниками не перешла в опасную фазу.

Но Порошенко слишком опытен, чтобы рубить шашкой наотмашь. Он прекрасно понимает, что такое вопрос ответственности. Если парламент большинством голосов отправит правительство Арсения Яценюка в отставку и откроет тем самым дорогу к досрочным выборам, то основная тяжесть ответственности за положение в стране ляжет не на кабинет Яценюка, а на то временное правительство, которое придет ему на смену.

Память украинского избирателя не просто коротка – она эмоциональна. К осени, когда граждане пойдут на выборы, они будут отождествлять свои проблемы уже не с Яценюком, а с действующим главой правительства. А Яценюк вновь станет героем электоральных ожиданий – как это, собственно было после Майдана, когда никем не любимый “кулявлоб” стал “самым европейским премьером”. А еще ответственность будут связывать с президентом – если во главе правительства будет его человек, а чей же еще?

Ответственность за ухудшившееся положение дел будут связывать и с теми политическими силами, которые отправили в отставку предыдущее правительство: полгода достаточный срок для того, чтобы рассказать как “мы делали реформы и обеспечивали стабильность, а они запороли”. И на фоне падающего курса гривны эти рассказы будут выглядеть весьма убедительно. А не упасть гривна не сможет, так как вряд ли МВФ станет предоставлять временному правительству кредиты. И с приватизацией придется повременить до появления стабильной власти. В этой ситуации неизбежно падение не только валютного курса, но и рейтингов БПП, “Батькивщины” и “Самопомощи” – как сил, которые взяли на себя ответственность за смену власти и только все испортили. Расти может только "Народный фронт" – как партия обиженных и пока что виртуальный проект Михаила Саакашвили, которому ради роста рейтинга придется стать жестким критиком президентской вертикали и самого главы государства. При этом уверенности в том, что этот проект станет лояльным партнером БПП в новом парламенте, у президента после истории с Кононенко тоже нет. Учитывая неприязненные отношения в своем ближайшем окружении, он вправе ожидать любых неожиданностей от кого угодно.

Президенту в этой ситуации нужно только одно: чтобы Яценюк ушел в отставку сам, открыв ему пространство для маневра. Собственно, это тоже читается в его обращении, когда он говорит о единстве с "Народным фронтом". Порошенко не нужны досрочные выборы, ему нужен лояльный премьер, МВД и Минюст. Ему нужна коалиция, в которой он не просто был бы фактическим главой самой многочисленной фракции, направившей в кабинет большинство министров. Ему нужна коалиция, в которой он был бы фактическим главой правительства. И если такая коалиция будет – то депутаты Народного фронта могут не беспокоиться за свое будущее. Это то, что президент может им гарантировать.

Но поскольку Яценюк не хочет уходить в отставку – зато явно стремится переложить ответственность за свой уход на Верховную Раду и даже на главу государства – президенту остается только стремиться выглядеть в глазах населения человеком, понимающим народный запрос. Именно поэтому он принимает решение об отставке генерального прокурора – и создает впечатление, что выступает за отставку премьер-министра. И то, и другое срабатывает. Ответственность за то, что непопулярное правительство не отправлено в отставку, оказывается на не менее непопулярном парламенте.

Президент отходит в сторону. Но не выходит из игры

Последние новости