Трамп продолжит требовать от Путина убрать войска: США не выйдут из режима санкций против России, несмотря на проблемы с принятием закона о реинтеграции Донбасса, - эксперт
Дипломат и экс-генконсул Украины в Стамбуле Богдан Яременко считает, что не существует прямой зависимости от принятия закон о реинтеграции Донбасса Радой и продолжением санкций США против России.
В последнее время представители власти и провластные эксперты спекулируют вопросом о якобы существующей зависимости принятия Закона "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях" и продолжения действия Закона "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" от сохранения американских санкций в отношении РФ.
Это не соответствует действительности, учитывая следующие аргументы.
США традиционно выражают поддержку минским договоренностям, поскольку на их неотложности и безальтернативности настаивает Петр Порошенко. Для правительства США поддержка позиции президента Украины тождественна с поддержкой государства Украина. Вместе с тем госсекретарь США Рекс Тиллерсон во время выступления в Конгрессе США заявил, что Соединенные Штаты разделяют цель минских договоренностей (восстановление суверенитета и территориальной целостности Украины), но не хотят быть "прикованными" к ним, а скорее "оставить гибкость в случае, если правительства Украины и России придут к взаимоприемлемому решению через что-то другое, чем минские договоренности".
В законе США о санкциях минские договоренности хотя и упоминаются, но тем не менее причиной их введения против РФ называются соображения национальной безопасности США. Прежде всего в этом контексте определяется вмешательства со стороны РФ в выборы в США, а только потом – события в Украине. Также в тексте закона о санкциях против ряда враждебных США стран, включая РФ, содержится фраза о поддержке минских договоренностей "или любой другой последующей сделки, согласие на которую даст правительство Украины". Это является еще одним свидетельством того, что США считают основанием для санкций против РФ агрессию России против Украины, а не невыполнения Россией минских договоренностей.
Смысл закона США о санкциях – противодействие агрессии РФ. Любые законы, принимаемые Верховной Радой, никак не повлияют на эту позицию. Кроме того, изъятие из президентских законопроектов упоминаний о минских договоренностях вовсе не означает, что Украина их не будет соблюдать или выходит из них. Единственный законный способ сделать минские договоренности обязывающими для Украины есть их внесение на ратификацию в Верховную Раду Украины.
Но президент не может этого сделать, поскольку минские договоренности заключены в нарушение требований Закона Украины "О международных договорах" и находятся полностью вне рамок украинского права. Более того, "обязательство" от имени Украины относительно особого статуса ОРДЛО могут трактоваться как попытка узурпации власти, ведь в соответствии со статьей 5 Конституции Украины "Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами".
Также Конгресс призвал президента США требовать от РФ "вывести все свои силы с территории Грузии, Украины и Молдовы", "вернуть контроль над границами этих территорий соответствующим правительствам" и "прекратить все усилия, направленные на подрыв избранных народом этих краев правительств".
А если просто, то заявления посольства США касательно "поддержки усилий ВРУ продлить действие особого статуса, который разрешит мирное урегулирование на Востоке Украины", – это свидетельство того, что сейчас США не сформулировали альтернативное видение решения российско-украинского конфликта, а потому поддерживают действующий формат.
США не выйдут из режима санкций. Им не позволяет закон, который четко определил, почему эти санкции введены и что измениться от их отмены. А наличие особого статуса, который является односторонней уступкой украинской стороны, не способствовало прекращению огня и продвижению в вопросе отпора вооруженной агрессии на протяжении более двух лет. Поэтому что изменится с пролонгацией этого закона?