Перспективы членства Украины в НАТО и Евросоюзе: политтехнолог объяснил, почему Порошенко именно сейчас анонсировал референдумы
Политтехнолог Андрей Окара предполагает, что президент Петр Порошенко не случайно предложил провести в Украине референдумы о необходимости вступления страны в ЕС и НАТО именно сейчас.
Раньше это делать было бессмысленно, ибо провально. Теперь же — вполне перспективно: по консолидированным соцопросам, проведенным в ноябре на неоккупированных и не аннексированных территориях, за вступление в ЕС – 56%, против – 24%, за вступление в НАТО – 43%, против – 33%, передает "Новое время".
Некоторые политики и наблюдатели считают, что для Украины эти референдумы могут стать «обретением судьбы» — историческими событиями, подобными референдуму о независимости 1 декабря 1991 года. Сложно сказать об уровне судьбоносности — хотя бы потому, что ни ЕС, ни НАТО на данный момент не способны порешать украинские проблемы, да и не слишком хотят: тому есть множество утилитарных причин, а также нежелание усиливать конфронтацию с Россией. (Отдельный вопрос: можно ли запускать процедуру приема в НАТО страны с отторгнутыми территориями?)
Политтехнологическое содержание референдумов тоже вполне очевидно: во-первых, консолидация украинского общества в контексте провластной политической повестки; во-вторых, это может помочь Петру Порошенко победить на следующих президентских выборах.
По поводу ЕС определенный консенсус в украинских элитах и внеэлитных слоях был давно. По крайней мере, этот вопрос не был для Украины гамлетовским — фатальным и раскольным.
А вот по поводу НАТО напротив: никакого консенсуса не наблюдалось. НАТО воспринималось не просто как оплот Запада, империализма, антисоветского зла, но как союз стран, большинство из которых принадлежат к чуждой Украине западнохристианской цивилизации. Можно сказать, что в украинском обществе восприятие темы НАТО (как «за», так и «против») было по преимуществу эмоциональным и иррациональным.
Переломный момент случился в марте 2014 года: именно Путин и путинская политика изменили взгляд на НАТО, контекст и ракурс восприятия этого военного союза в украинском обществе.
Альянс стал восприниматься в сугубо рациональном контексте — как механизм коллективной безопасности. Все гамлетовские сомнения: надо ли НАТО? — разбились о риторический вопрос: если б Украина в 2014 году была бы членом НАТО, смогла бы Россия забрать Крым?
Но самый сложный политический и экзистенциальный вопрос для Украины — не о НАТО, а о субъектности, о способности к самостоятельному целеполаганию, стратегическому видению и стратегическому действию.
И вот здесь — самая большая интеллектуальная ловушка для Украины.
Наличие или отсутствие субъектности и вступление или невступление в НАТО — это два разных фактора, между которыми нет прямой причинно-следственной связи. Иначе говоря, вступление в НАТО для Украины не делает ее автоматически субъектной (ровно как и наоборот). Просто несубъектная и субъектная страны по-разному воспринимают политическую реальность, включая свое членство в международных организациях и союзах.
Политики с несубъектным сознанием воспринимают членство Украины в НАТО как цель, как обретение счастья, как приход «земного рая», тогда как политики с субъектным сознанием понимают членство в НАТО как инструмент, при помощи которого возможно решать те или иные сугубо украинские задачи. Поэтому вопрос о членстве / не-членстве в ЕС и НАТО стоило бы оценивать не с точки зрения евроцентричного политического карго-культа, а по критерию достижения развития сугубо украинских интересов и целей, заявленных украинской элитой.
И тут возникает вопрос, который на самом деле гораздо важнее вступления или не-вступления в ЕС и НАТО: как много в Украине субъектных и самодостаточных политиков, способных мыслить и действовать, исходя из самодостаточности своей страны, а не из идей кого-то наказать, кому-то отомстить и сделать плохо?
Напомним, Порошенко анонсировал два важных референдума в Украине.
Ранее сообщалось, что НАТО допустит Силы спецопераций ВСУ к работе в своих Силах срочного реагирования Альянса.