Путин пойдет на компромисс и решит уйти из Донбасса? Политический эксперт спрогнозировал, что будет ждать Украину в 2018 году
После избрания действующего президента Российской Федерации Владимира Путина на президентских выборах 2018 года сохраняются минимальные шансы на изменение агрессивной политики в отношении Украины.
Посол Украины в Хорватии, Боснии и Герцеговине (2010-2017 гг.) Александр Левченко спрогнозировал возможное изменение политики России после выборов Путина и шансы на решение конфликта на Донбассе в 2018 году, пишет "Сегодня".
- Подводя итоги 2017 года, бросается в глаза немалое количество дипломатических скандалов Украины с соседями: Польша, Венгрия, Чехия, Сербия… Могла ли Украина предотвратить эти конфликты?
- Умение предупредить конфликт является дипломатическим и политическим мастерством, что выражается в возможности предвидеть действия международных партнеров, которые, как и Украина, стремятся максимально обеспечить защиту своих государственных интересов, а иногда и эгоистическим способом могут навязывать дискуссии или решения, которые не отвечают официальной украинской позиции или противоречат ее внешнеполитическим задачам. Быть со всеми странами в хороших отношениях нелегко, при этом, не поступаясь своими национальными принципами.
Поэтому всегда нужно соотносить преимущества, которые получает наше государство, настаивая на решениях, выгодных нашим гражданам, и возможные потери в связи с реакцией других участников процесса международных отношений на такие решения. И если в оценке ситуации минусов намного больше, нужно срочно корректировать позицию с тем, что бы оставаться интересным и предсказуемым партнером. Предупредить конфликт всегда очень важно, но главное, чтобы цена вопроса не была высокой для защиты своих национальных интересов. Ну и задача, которая всегда стояла в повестке дня – из соседних стран нужно создавать пояс сотрудничества. Уверен, что никто не собирался открывать дипломатические фронты по периметру границ, особенно западных – ведь это дело ненужное.
- В случае с Польшей и Венгрией, понятно, что вопросы истории и языка их правящие партии считают "священной коровой". Но в скандалах с Чехией и Сербией явно видна рука Кремля.
- Дискуссии с польской стороной относительно исторических оценок некоторых событий украинско-польской истории в 40-е годы прошлого столетия не должны вредить всему комплексу двухсторонних отношений. Стратегическое партнерство двух стран должно оставаться внешнеполитическим приоритетом для Киева и Варшавы. Никто не может поставить под сомнение формулу, что без свободной Украины нет свободной Польши и наоборот.
В то же время не ставится под сомнение возможность венгерского национального меньшинства на Закарпатье изучать в школе свой язык, делается ударение на важность знания государственного языка для всех граждан Украины, чтобы они были конкурентными на рынке труда и полностью вовлечены во все социально-экономические процессы в государстве. Поэтому здесь не альтернатива знания или венгерского или украинского языка, а, скорее, формула знания и украинского языка, как государственного, и венгерского – как родного национальному меньшинству.
Что касается Чехии, имеется в виду позиция президента Милоша Земана. Как у главы государства, у него была часто диаметрально противоположная точка зрения по отношению к правительству. Некоторые его заявления по Украине и сомнения по незыблемости принципа ее территориальной целостности вызывали критику не только европейских партнеров, но и исполнительной власти Чехии. Желания Земана быть лоббистом улучшения отношений Европы с Россией могли бы восприниматься нормально, если бы не было оккупации Крыма и российского военного присутствия на Донбассе.
Сербия же традиционно занимает позицию, близкую к Кремлю. В этом большую роль играет серьезное влияние России на Балканах, желание Москвы использовать больной для Белграда вопрос независимости Косово, в котором якобы РФ полностью поддерживает сербскую позицию. На самом деле Москва хочет разжечь конфликт с целью последующего вмешательства в качестве миротворца, намереваясь заработать на этом дополнительный политический капитал. Кремль пытается манипулировать исторической любовью сербов к русскому народу, не гнушаясь использованием сербских наемников для поддержки сепаратистов на временно оккупированных территориях Донбасса. Понятно, что это вызывает озабоченность украинской стороны и законные требования наказать наемничество в соответствии с нормами и принципами международного права.
- Также этот год принес Украине подвижки на американском треке. Впервые в истории украинско-американских отношений в Госдепе назначили спецпредставителя по Украине. Как считаете, в следующем году ему удастся сдвинуть Минский процесс с мертвой точки?
- Хотелось бы, чтобы в 2018-м спецпредставитель Госдепа Курт Волкер успел дать реальный толчок решению ситуации на Донбассе. Пока альтернативы Минскому процессу нет, поэтому было бы важно решить вопрос модальностей вывода всех незаконных вооруженных формирований с Донбасса. Понятно, что это сверхзадача, которая состоит из нескольких предварительных этапов. Насколько Москва будет готова к этому решению, зависит от многих факторов, главный из которых – активность американской позиции и их готовность использовать различные инструменты давления и влияния на позицию Кремля.
- В марте 2018-го в России пройдут президентские выборы. Изменится ли политика Москвы по отношению к Киеву? Может ли Россия уйти с Донбасса?
- Пока трудно прогнозировать развитие политической ситуации после президентских выборов в России. Не исключено, что, пребывая под постоянным международным давлением, Путин пойдет на компромисс и решит уйти с Донбасса. Однако надо быть готовым к различным вариантам поведенческой линии Кремля. От ухудшения ситуации на Донбассе тоже никто не застрахован. Да, может показаться, что после президентских выборов Москва сфокусируется на проведении Чемпионата мира по футболу, поэтому эскалация конфликта не должна входить в планы Кремля. Но Россия возвращает из Сирии обкатанную в боях группировку войск, значительное количество авиации, которая постоянно практиковалась в бомбометании, да и ракетные комплексы провели боевую пристрелку в реальных обстоятельствах ведения боевых действий. Все это тоже не на пользу установления мира на Донбассе.
- А новые американские санкции, которые ударят по российской разведке и оборонке? Могут ли они сдержать Россию от еще большей эскалации на Донбассе? Ведь мы видим, что впервые за долгое время боевики на Донбассе применили "Грады"?
- Согласен. Новые американские санкции действенный инструмент в политике сдерживания агрессивной политики Кремля. Они секторальные, персональные, и больно бьют по российской экономике и по личным друзьям Путина. Состояние нервозности может охватить многих. Это заставит Москву быть более сговорчивой. Однако всех насторожило впервые после долгого времени применение боевиками системы "Град". Это, к сожалению, привело к серьезным материальным разрушениям. Наши международные партнеры сразу осудили использование тяжелого вооружения. Демонстративное нарушение боевиками Минского документа свидетельствует о желании держать в напряжении ситуацию в предновогодний период.
- В этом году Россия внезапно зарегистрировала в ООН резолюцию по миротворцам на Донбассе. Но, как потом заявил Лавров, "голубые каски" в их понимании – это "охранники ООН для обеспечения безопасности СММ ОБСЕ". То есть, их инициатива с самого начала была большим мыльным пузырем?
- Россия на мировой арене хочет представить себя страной, которая не причастна к развязыванию войны на Донбассе и готова к предоставлению помощи в урегулировании конфликта. Идея Кремля о направлении миротворцев на Донбасс непосвященными людьми могла бы восприниматься как конструктивная. Но она изначально была выхолощена идеей размещения миротворцев только вдоль линии разграничения украинской армии и войск боевиков, что бы зацементировало существующие боевые позиции и границу территории, неподконтрольной украинским властям. Размещение "голубых касок" внутри временно оккупированной территории и вдоль неконтролируемого украинскими пограничниками участка украинско-российской границы Россия вообще не предусматривала, что вызвало бурю критики во многих влиятельных странах мира.
Особо циничной была идея Москвы инкорпорировать в состав миротворческой миссии свой военный контингент. Ясно, что Украина никогда не даст на это разрешения. Киев поддерживает разворачивание на Донбассе международного контингента "голубых касок" без участия России и ее близких сателлитов, с мандатом размещения и вдоль неконтролируемого участка украинско-российской границы. Такая миротворческая миссия сможет реально помочь проконтролировать вывод незаконных воинских формирований с неподконтрольной территории и закончить процесс мирной реинтеграции Донбасса. Эту идею министр иностранных дел Украины обсудил с генсеком ООН. Свое принципиальное добро на развертывание такой миссии и готовность участвовать в ее деятельности дали Канада, США, Германия, Франция.
- Почему в Хорватии в свое время согласились на введение миссии "голубых касок"? Ведь там тоже были интересы России.
- Хорватия согласилась на введение миротворческого контингента, так как искренне хотела остановить насилие над хорватским мирным населением, которое провоцировала Югославская народная армия и в котором участвовали вооруженные отряды сепаратистов и их сообщников. Приход "голубых касок" в начале 1992 года остановил процесс массового насилия над гражданскими лицами и этнические чистки, однако не смог помочь официальному Загребу реинтегрировать временно оккупированные территории. В ноябре 1995 года договорились о новом мандате миротворческой миссии в Хорватии, который давал возможность провести подготовительный процесс к мирной реинтеграции временно оккупированной части территории Восточной Славонии и Западного Срема.
Миротворцы проследили, чтобы с этой территории были выведены все незаконные военные формирования, проведены выборы в местные органы власти и 15 января 1998 года регион перешел под управление хорватских властей. Да, российский миротворческий батальон попытался сорвать проведение выборов на территории, которую он контролировал, но ему это не удалось. Руководство над всем контингентом осуществляли американцы, и они вместе с хорватскими властями сумели нивелировать провокации. К слову, еще в 1992 году русский миротворческий батальон не пресек преступную деятельность так называемых сил территориальной самообороны, которые выселили из своих домов сто русинов из села Миклушевцы в Западном Среме. Четверо из них были убиты на пороге своих домов. Вот такие русские миротворцы.
- На прошлой неделе завершил работу Международный трибунал по бывшей Югославии. Какой путь должна пройти Украина, а главное поддержкой каких стран нужно заручиться, чтобы дело о российской военной агрессии против Украины тоже рассмотрели в Гааге?
- Хочу напомнить, что криминальный трибунал по бывшей Югославии рассматривал преступления, совершенные в период с 1991 года. Трибунал был основан Резолюцией 827 Совбеза ООН 25 мая 1993 года, а начал действовать с 1994 года. Из всего количества осужденных 2/3 были сербами, 1/4 – хорватами, 7% – босняками-мусульманами, и было несколько представителей косовских албанцев. Среди высших чинов: бывший президент Сербии Слободан Милошевич; все три бывших президента так называемой "Республики Сербская Краина" (территория вне официального контроля хорватских властей); бывший президент Республики Сербской (территория Боснии и Герцеговины) Р. Караджич; бывший вице-президент Хорватской Республики Герцег-Босна (территория БиГ под контролем местных хорватов) Д. Кордич и многие другие высокопоставленные лица, которых трибунал считал причастными к совершению военных преступлений на территории бывшей Югославии.
Работа трибунала доказала принцип неотвратимости наказания за совершенные военные преступления. Для создания аналогичного суда в Гааге за военные преступления России в Украине нужно решение Совбеза ООН, которое Россия, безусловно, заблокирует. Кроме того, чтобы признать Россию агрессором, это нужно официально определить в украинском законодательном поле, что требует принятия Закона о временно оккупированных территориях Украины. Ну и не забывайте, что российский парламент принял решение о том, что национальное законодательство в сфере международного криминального и гуманитарного права стоит выше решения международных судов или международных конвенций, где Россия есть стороной – таковы реалии. Вместе с тем, все преступления, совершенные на временно оккупированных территориях или вдоль линии разграничения нужно тщательно фиксировать с тем, чтобы позже могли выноситься решения украинских или международных судов, а может и судебных органов других влиятельных стран относительно наказания участников преступлений и их организаторов.
- Еврокомиссар Хан после саммита Восточного партнерства в Брюсселе заявил, что ЕС готов к расширению за счет Западных Балкан, в то время как Украине даже перспективу членства пообещать не могут.
- Да, действительно после завершения конфликта на территории бывшей Югославии странам Западных Балкан Брюссель пообещал перспективу членства в ЕС. Этим правом уже воспользовалась Хорватия, тогда как Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Сербия и Албания находятся на разных стадиях готовности стать членами ЕС. Официальный Брюссель понимал, что для бескровного решения всех противоречий после войны на постюгославском пространстве идея будущего членства в ЕС станет позитивным объединяющим фактором для стран региона. В принципе, так оно и есть. Что касается Украины, пока что мы не получали сигнал из Брюсселя о готовности дать нам перспективу членства. Это нас, конечно, не радует, но свидетельствует о необходимости использования существующих механизмов взаимодействия с ЕС. Если в ближайшие годы мы сумеем показать себя как эффективное государство, используем все возможности сотрудничества с ЕС в рамках Ассоциации, серьезно продвинем диалог с НАТО, не исключено, что Украину поставят в повестку дня на предмет возможного будущего членства в ЕС. А пока нам нужно строить Европу внутри страны – это и есть главный запрос наших граждан.
Напомним, Жданов оценил вероятность масштабного наступления российских войск на Донбассе.