Конец монополии Москвы на православие в Украине как событие тысячелетия: эксперт о критике религиозной инициативы Порошенко
Правозащитник, член-основатель Украинской Хельсинской группы и проректор УКУ Мирослав Маринович высказал свое мнение относительно создания Единой поместной православной церкви в Украине.
Идея объединения церквей сейчас является архиважной. Но пока этого не произошло, я боюсь радоваться. Хотя выглядит так, что между Порошенко и Патриархом Варфоломеем таки были какие-то договоренности, пишет "НВ"
И если Москве не удастся мобилизовать другие православные церкви на то, чтобы они сдержали Константинополь, то признание украинской православной автокефалии стало бы событием тысячелетия.
Это означало бы конец монополии Москвы на украинское православие, которое, начиная с 17-го века, никак не могло из нее вырваться. Ведь ранее подобные попытки автокефалии не признавали.
Москва держала петлю над украинским православием. И если бы в конце концов попытка автокефалии удалась, это было бы колоссальное событие, которое ознаменовало окончательный слом негативной тенденции.
Объединение церквей очень актуально. И хотя лично я греко-католик, впрочем убежден, что это событие стало бы определяющим для всей религиозной, христианской Украины. Мы сами не всегда осознаем, насколько важна для нас религия и как важно найти внутреннюю гармонию на религиозной фоне.
Тем не менее, я часто замечаю, что люди воспринимают это возможное изменение прежде всего как политический акт. И, мол, чего Порошенко лезет в церковные дела.
Такое отношение свидетельствует о непонимании механизмов принятия решений в Константинополе: они никогда не признают автокефалию там, где государственная власть за это не выступает. Поэтому сам факт обращения президента имеет важное значение для Константинополя. Мол, если светская власть поддерживает, то можно что-то и делать.
Православие – это часть жизни народа. Народа, за который Порошенко отвечает. И если часть народа просит создать автокефалию, то такая инициатива должна восприниматься нормально. Если бы в протестантском мире состоялось что-то такое, что потребовало бы действий со стороны президента, то он (почему бы и нет?) пошел и на это.
Если бы президент сказал, что вся страна должна стать православной – вот тогда да, это было бы вмешательство. И в права человека также.
Напомним, Порошенко выступил с громким заявлением по поводу Единой поместной православной церкви.
Ранее стало известно, почему Константинополь приступил к созданию в Украине Единой церкви.
Также Константинопольский патриарх приступил к рассмотрению дела о предоставления автокефалии Украинской православной церкви.