Как режим Путина удерживает Россию от полного краха одним лишь нездоровым фанатизмом вокруг 9 Мая
Журналист Павел Казарин считает, что невероятные усилия властей Российской Федерации по пропагандированию нездорового восприятия 9 Мая в обществе имеют одну конкретную цель.
Фундамент современной России – это 9 Мая. День Победы превратили в универсальный ответ на вопросы: кто мы и зачем. "Великая Отечественная" стала морально-этической гирькой – ею оправдывают все, что было до и после, передает "Крым. Реалии". И эту гирьку Российское государство не могло не приватизировать
К его празднованию есть два противоположных подхода. Один – это державный с парадами, знаменами, Сталиным и большими звездами на погонах. В рамках этого подхода в войне победили государство и система. Пафос больших цифр и величественных масштабов. Это удобно – позволяет провести преемственность от "старого" Кремля к "новому".
Альтернатива этому – индивидуально-личностный подход. В его рамках Победа – заслуга простых людей, у которых затем государство триумф украло и присвоило. На флагах этого лагеря нет ни Сталина, ни Жукова. В литературу он прорывался "лейтенантской прозой". В кино - "Белорусским вокзалом". В публичные акции – "Бессмертный полком". Который был рожден в 2012-м в Томске как оппозиционная альтернатива официозу.
Российское государство это все успело отжать.
Юрий Бондарев смягчал финал повести "Батальоны просят огня" и становился литературным генералом. На каждый интимно-личный фильм о войне снимали десяток пафосных агиток. А "Бессмертный полк" из пространства семейного стал территорией официального.
Современная Россия отрицает индивидуальное. Частное может быть лишь частью государственного. Хочешь почувствовать силу? Облокотись о вертикаль. Присягни ей на верность. И тогда, возможно, она позволит тебе постоять под зонтиком государственного величия.
Проблема лишь в том, что девятому мая уготована судьба КВН. В девяностые эта игра была международной – на сцену в Москве выходили команды из всех бывших республик СССР. А сегодня эта игра превратилась во внутрироссийское состязание. Место украинских, армянских, азербайджанских команд заняли команды из российских регионов.
Такое же будущее ждет и российский День победы. Москва сделала его тестом на лояльность системе. А потому соседние страны обречены искать свой собственный язык для описания главной войны ХХ века.
И дело не только в том, что на смену георгиевской ленте приходит красный мак. И не в том, что девятое мая постепенно уступает место восьмому. Куда важнее, что на свет выходит дискуссия о цене победы. О том, что было до войны и том, что началось после нее.
А к старым спорам о том, кто наследует у победившего Советского Союза, добавляется новый. О том, кто наследует у проигравшей Германии.
Напомним, активист показал истинное лицо одесских любителей России.
Также сообщалось, что 9 мая жителей Брянска заставили драться за картошку.