Чем на самом деле рискует Украина с Зеленским: эксперт озвучил прогноз, который не ожидал никто
Политтехнолог Сергей Гайдай высказал свое экспертное мнение относительно возможностей Владимира Зеленского провести быстрые и эффективные реформы в стране при поддержке большинства в Раде.
Когда кто-то концентрирует всю полноту власти в своих руках, стоит задавать только один вопрос: зачем?
Итак, команде президента уже не нужно ни с кем договариваться о коалиции. «Слуге народа» хватает собственных депутатов, чтобы сформировать большинство в Раде и принимать любые законы и назначения, пишет "НВ".
Хорошо это или плохо?
Меня не пугает концентрация власти в одних руках. Это дает возможность быстро провести необходимые изменения и реформы. Не нужно ни с кем согласовывать задуманное. Не надо растягивать процесс на сложные процедуры и долгие годы. Можно делать то, что необходимо.
Но это же и самый большой риск. Состоит он не в том, что Владимир Зеленский может стать маленьким диктатором большой страны в стиле Александра Лукашенко. В Украине это еще не удавалось никому. Тут любой президент садится на пороховую бочку, если концентрирует всю власть в своих руках, но использует ее не для того, на что надеялись избиратели.
Майданорасположенность украинцев никто не отменял. Или следующие выборы, где такого президента сразу же снесет волной, как и нерадивого предшественника. Хотя Зеленский говорит, что пяти лет ему хватит.
Когда кто-то концентрирует всю полноту власти в своих руках, стоит задавать только один вопрос: зачем?
Хорошо, если власть действительно необходима для быстрых реформ, серьезных изменений и выполнения общественных запросов, которые накопились за 28 лет.
Но совсем другое дело, если власть необходима ради того, чтобы получить возможности личного обогащения и освоения схем и финансовых потоков окружением, как это было с Петром Порошенко.
И рисков здесь больше для Зеленского, чем для Украины. Мы привыкли жить в постоянной ситуации противодействия власти и тотального неприятия любых попыток использования власти ради личных интересов.
Украинцы готовы вручить всю полноту власти только тому, кто действительно готов к настоящим изменениям. И готов ответить за это своей головой.
Сегодня, имея 254 голоса в Раде, Зеленскому можно не искать политических союзников. Но опасность состоит в том, чтобы эти 254 голоса не стали «теплой ванной» для президента. Когда он перестанет слышать не только мнение оппонентов, но и точку зрения гражданского сообщества и простых людей.
Если изменения будут касаться только косметического ремонта власти по формуле замены «плохих» людей в системе на «хороших», то президент Зеленский точно не впишет свое имя в историю Украины. Даже если весь президентский срок он будет честным парнем, каким старался быть Ющенко.
Шанс уйти на покой с президентского кресла, оставшись хорошим человеком в этом варианте, минимальный. А следующие правители очень быстро смогут вернуть назад всю старую систему теневого государства, которая дает преференции меньшинству в ущерб интересов большинства.
Но президенту будет мало 254 голоса, если у него есть настоящие желания и амбиции кардинально изменить всю постсоветскую систему власти, начав с основания — принять новую Конституцию, перестроить структуру власти, в десятки раз сократить количество чиновников, провести административно-территориальную реформу и построить настоящее местное самоуправление.
Нужно искать еще 50 голосов. Только 300 голосов в Раде дадут возможность воплотить в жизнь кардинальные изменения. Совершить настоящий перезапуск государства.
Своих голосов «слуге народа» уже не хватит. Придется с кем-то договариваться. И реальных вариантов союза может быть только два.
Первый — с Юлией Тимошенко, которую они считают опасным конкурентом для президента Зеленского. Но которая декларирует готовность к радикальным переменам, которые Юля озвучила и презентовала в своем «Новом курсе».
Второй — с «Голосом» Святослава Вакарчука, идеологически близкому к «Слуге народа». Команда Вакарчука — тоже «новые» и заявляют, что хотят изменить систему власти. Но с неудобным по характеру лидером, который не воспринимает Зеленского на личном уровне.
В такой коалиции есть еще один большой плюс. Это демонстрирует всей стране, что президент Зеленский не закрылся внутри своей команды, а готов быть президентом для всех. Даже для тех, кто за него не голосовал.
Если мы говорим о монокоалиции, то с ее помощью Зеленский сможет получить любую желаемую должность — своего Генпрокурора, премьер-министра, любого министра, включая главу МВД, спикера парламента.
Но если речь идет о широкой коалиции — конституционном большинстве, то, например, кандидатуру спикера Рады, уже нужно выносить для широкого публичного обсуждения. Глава Верховной Рады должен быть известной и публичной фигурой в обществе, способный вести коммуникацию как с гражданским обществом, медиасообществом, так и с партнерами по коалиции. К примеру, с Вакарчуком.
В первой десятке списка «Слуги народа» такой фигурой может стать, например, Александр Ткаченко. Говорят, что его кандидатуру всерьез рассматривают на должность главы КГГА. Но я считаю, что Ткаченко куда более логично смотрелся бы именно в должности спикера Рады. Ткаченко не единственный такой кандидат. Я его вспомнил для примера. Могут быть и другие.
Развязку мы увидим уже скоро. В ближайшие несколько дней должна разрешиться ситуация, как команда президента будет управлять страной: с помощью монокоалиции или попытается создать конституционное большинство в Раде.
От этого зависит и то, кто станет спикером нового парламента: простой статист или человек, способный по-настоящему обеспечить объединение различных политических сил под куполом Рады.
Напомним, Казарин предупредил, что Владимир Зеленский теперь может все, но есть одна большая проблема.