Moreca: братья Дума и бренд Moreca Atelier
Банкротство компании Moreca Atelier - одно из самых громких и скандальных событий минувшего лета в украинской fashion-индустрии.
От некогда перспективного производителя кожаных сумок и саквояжей, которые рекламировал сам Jay-Z, осталось только объявление на официальном сайте, в котором украинские дизайнеры братья Антон и Олег Дума обвинили инвестора Андрея Фаворова в захвате их бизнеса. В то же время на фейсбук-странице Moreca можно найти запись совершенно иного содержания. В ней изложена позиция Андрея Фаворова, которая сводится к тому, что полное игнорирование братьями Дума взятых на себя обязательств не оставило ему другого выхода, кроме как закрыть производство. И позиция эта более убедительна. Вот только один случай, когда дизайнеры Дума не смогли оправдать ожидания инвестора: их другой бренд Manekibook, который производил уникальные записные книжки, также лишился не только любых перспектив для развития, но и средств к существованию. А иностранный бизнесмен, который имел неосторожность довериться Дума и вложил в Manekibook свои деньги, потребовал их обратно. Биография братьев Антона и Олега Дума:
Братья Антон и Олег Дума основали бренд Moreca в 2011 году. Через 5 лет компания столкнулась с серьёзными финансовыми трудностями, и дизайнеры решили привлечь инвестора. Андрей Фаворов, который после непродолжительных раздумий согласился на эту роль, не имел большого опыта в fashion-бизнесе.На то время он был директором компании «Энергетические ресурсы Украины» и делал только первые шаги в частном предпринимательстве. Позже он признал, что именно нехватка опыта инвестирования привела к тому, что он вложил свои деньги в Moreca ещё до проведения полного финансового аудита компании. Не последнюю роль в решении инвестировать также сыграла и харизма братьев Дума, которые своими рассказами о перспективах Moreca очаровали Фаворова настолько, что он практически сразу согласился выкупить у них 51% компании.
Подробнее о Moreca:
После завершения сделки по покупке доли в Moreca, Андрей Фаворов пригласил в команду проекта Наталию Пирак – известного специалиста в PR и маркетинге. Она заняла должность операционного директора и тут же принялась за финансовый аудит предприятия, который продлился три месяца. Братья Дума тем временем работали над новой коллекцией. Согласно договорённостям, в компании Moreca они взяли на себя ответственность за расширение и обновление линийки товаров, а Фаворов – за продвижение бренда на международные рынки и рекламу. За первые три месяца на выполнение этих задач бизнесмен потратил более ста тысяч долларов. Эти немалые деньги ушли на коллаборацию Moreca с мировыми знаменитостями: реперами Future и Jay-Z и другие PR-проекты. Ещё $20 000 братья Антон и Олег Дума получили на руки,на выплату заработных плат и производственные расходы. Немногим позже Андрей Фаворов узнал, что модели, которые приняли участие в одной из фотосессий, не получили гонорар их этих средств. Но это были мелочи по сравнению с тем, что выяснилось в дальнейшем.
Наталия Пирак повергла Фаворова в шок, когда сообщила, что аудит выявил свыше 2 миллионов гривен долгов Moreca перед поставщиками, арендодателями и сотрудниками. По словам Андрея Фаворова, братья Дума «забыли» рассказать ему не только об этой колоссальной, как для такого достаточно скромного производства, задолженности в Moreca, но и других долгах, которые начали всплывать один за другим. Инвестор оказался перед непростым выбором: выйти из проекта с немалыми убытками, либо же продолжить работу в условиях, когда о какой-то прибыли в обозримом будущем не может быть и речи. В итоге он выбрал второй вариант, погасил почти все долги компании, но поставил ряд условий перед братьями Дума. Среди них был пересмотр текущей маркетинговой стратегии и новый, гораздо более экономный подход к затратам. Антон и Олег Дума приняли новые правила и демонстрировали готовность работать во имя спасения своего детища. Они даже отказались от зарплаты для того, чтобы увеличить оборотный капитал Moreca.
Фото: Братья Антон и Олег Дума
Казалось, что общими усилиями Андрея Фаворова, братьев-дизайнеров Дума и команды Moreca бедственное финансовое положение компании всё ещё можно исправить. Антон и Олег разработали новую коллекцию, а новая маркетинговая стратегия, которую внедрила Пирак, привела к увеличению продаж как в Украине, так и за рубежом. Но немногим позже выяснилось, что эта была не только новая, но и последняя коллекция Moreca.
Manekibook – «младший брат» Moreca. Братья Дума запустили этот проект в 2009 году, однако вскоре его заморозили якобы для того, чтобы сосредоточится над работой в Moreca Atelier. В январе 2017 года, когда Moreca всё ещё испытывала финансовые трудности, братья Дума вернулись к работе над Manekibook, не уведомив об этом Фаворова. Братья-дизайнеры вышли на иностранного инвестора – специалиста в маркетинге и e-commerce. Тот фактически повторил ошибку Андрея Фаворова в Moreca: поверил обещаниям братьям Дума на слово и принял поспешное решение вложиться в проект. Хотя тот факт, что рабочие совещания братья-дизайнеры предпочитали проводить в загородном доме за стаканом виски и сигарой уже сам по себе должен был насторожить бизнесмена. Тем не менее, очарованный качеством продукции и перспективами бренда иностранец с головой погрузился в работу с первых дней. Нанял SMM-специалиста, начал инвестировать в рекламу и продвижение Manekibook за немалые деньги. По его словам, всего под проект планировалось привлечь свыше $200 000.
Но вскоре братья Дума вновь проявили свои «бизнес-таланты» в полной мере и начали медленный саботаж заявленных инвестору планов. Получив на руки несколько тысяч долларов, якобы на покрытие текущих затрат, дизайнеры Дума потратили их неизвестно куда. Знакомо, не правда ли? Вместо полноценной финансовой отчётности в Manekibook была совершенно хаотичная смета в Google-таблицах. Но что ещё хуже – Дума не проявляли никакой заинтересованности в развитии бренда. Их отношение к общему делу ярко характеризует инцидент, положивший начало сомнениям инвестора в целесообразности продолжения работы над проектом. Из-за разницы во времени между Киевом и Москвой, заказы в украинский офис из России иногда поступали в достаточно поздний час. Однажды инвестор, работавший на производстве до ночи, обнаружил, что такие заказы попросту некому принимать. Это выливалось в недополученную прибыль. И каково же было его потрясение, когда братья Дума заявили, что они не будут задерживаться в офисе, а те, кто звонит из России, «перезвонят завтра». Кроме того, Антон и Олег Дума начали за спиной инвестора налаживать коммуникацию с потенциальными партнерами, с которыми тот их сводил благодаря своим широким международным связям. А после того, как Антон Дума без объяснения причин не явился на одну из важнейших встреч в Москве – терпению инвестора пришёл конец. Он потребовал от Дума вернуть все его инвестиции. Те согласились, подписав соответствующее соглашение. По словам инвестора, уже полгода это соглашение не выполняется.
Когда Фаворов узнал о том, что братья Дума втайне от него работают над Manekibook, то просто решил закрыть Moreca. Это случилось в мае 2018 года. К тому моменту братья Дума уже не принимали вообще никакого участия в развитии проекта, самоустранившись от всех его проблем в январе 2017 года. Они игнорировали собрания акционеров, блокируя, таким образом, принятие любых стратегических решений. Но тут же объявились, когда Наталия Пирак уведомила их о том, что Андрей Фаворов, уставший от безразличия и отсутствия элементарной порядочности братьев Дума, принял решение закрыть проект и вывести оборудование на склад. Сейчас Андрей Фаворов разбирается с братьями Дума уже через юристов в надежде на внесудебное решение всех споров.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание статей и блогов, которые размещаются на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей и блогов, размещенных на страницах сайта, могут не совпадать с мнением и позицией редакции.