Удары украинских дронов хорошо потрепали российские НПЗ, но это не конец – СМИ
После ударов Украины по российским НПЗ и их остановки Россия превратилась в импортера бензина, испытывая дефицит топлива.
Многомесячные удары украинских беспилотников по нефтеперерабатывающим заводам ограничили способность России производить очищенное топливо, такое как дизель и бензин. Энергетические компании пытаются сократить потери за счет продажи нерафинированной нефти за границу, в результате чего в марте экспорт достиг десятимесячного максимума. Это мрачное последствие новой тактики Украины, пишет The Economist.
В ходе последней атаки 2 апреля украинцы расширили сферу своего влияния. Им удалось доставить взрывчатку до НПЗ в 1115 км от границы. В результате был подожжен завод, отвечающий за 3% нефтеперерабатывающих мощностей России.
Хотя эта атака не оставила значительных разрушений, другие были более успешными. В общей сложности, по данным компании S&P Global, украинские атаки привели в нерабочее состояние седьмую часть российских нефтеперерабатывающих мощностей. Ремонтные работы и наводнение в Орске вывели из строя еще больше установок. Оптовые цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже резко выросли.
Больше всего страдают российские нефтяные гиганты. НПЗ, которые обычно производят бензин и дизельное топливо для зарубежных клиентов по высоким ценам, были переориентированы на внутреннее производство. Объем дизельного топлива, вывозимого из российских портов, достиг пятимесячного минимума.
В то же время нефтяные магнаты ищут новых покупателей для избыточной нефти, на которой они будут терпеть убытки в размере 15 долларов или около того за каждый баррель, который мог быть экспортирован в качестве продукта переработки, говорит бывший руководитель нефтяной компании Сергей Вакуленко.
Хотя атаки Украины замедлились после переизбрания Путина в марте, Украина не подала никаких признаков того, что они прекратятся. Она может запускать дроны быстрее и дешевле, чем Россия, может ремонтировать свои нефтеперерабатывающие заводы. Некоторые объекты, такие как нефтеперерабатывающий завод НОРСИ в Нижнем Новгороде, ремонтируются особенно медленно и дорого отчасти потому, что доступ к оборудованию заблокирован западными санкциями. С этого месяца российские производители нефти также должны сократить объемы добычи из-под земли примерно на 5% в рамках ограничения добычи, согласованного с нефтяным картелем ОПЕК+.
Автомобилисты до сих пор защищены от "непланового технического обслуживания" по вине Украины (по выражению российского Министерства энергетики). Правительство сдерживает цены, запретив экспорт бензина на шесть месяцев с 1 марта и заключив соглашение с Беларусью, государством-сателлитом Москвы. В первой половине марта Россия импортировала из Беларуси 3000 тонн топлива по сравнению с нулевым показателем в январе. По данным агентства Reuters, опасаясь, что этого может быть недостаточно, чиновники также попросили соседний Казахстан выделить треть своих запасов, эквивалентных 100 000 тонн, на случай если они понадобятся России. Если атаки продолжатся, они могут начать поднимать цены.
Последствия для государственных финансов России должны быть ограниченными, хотя доходы от нефти составляют 34% ее бюджета. Государственная нефтяная компания "Роснефть" выплатит меньшие дивиденды, если не сможет компенсировать потерянные доходы, но многие сомневаются, что эти дивиденды вообще дойдут до государственной казны. Правительство даже сэкономит некоторую сумму денег, выплачивая нефтеперерабатывающим заводам меньше субсидий за баррель. Крупнейшие доходы России — это налоги на природные ресурсы. А поскольку они взимаются в виде роялти с устья скважины, правительству безразлично, экспортировать ли нефть в сыром виде или в виде переработанного топлива, говорит Вакуленко. Пока Россия может экспортировать нефть, она может получать роялти.
Наблюдатели за пределами России следят за тем, повлияют ли атаки Украины на мировой рынок нефти. Они еще не оказали большого влияния, но цена на нефть марки Brent выросла на 19% в этом году до чуть менее 90 долларов за баррель из-за ограничений поставок ОПЕК+, лучших, чем ожидалось, глобальных экономических условий и сбоев в Красном море. Лишь немногие наблюдатели ставят на карту больше, чем Джо Байден, которому предстоят выборы в ноябре.
Его администрация призвала Украину прекратить нападения, опасаясь, что они спровоцируют жесткое возмездие со стороны России и приведут к росту цен на бензин. Лидеры Украины готовы пойти на риск, пишет журнал.
Напомним, в начале апреля жители Ростова стали жаловаться на дефицит бензина на автозаправках.