16 декабря 2024, 20:51

Европа придумала новый способ, как ударить по продаже Россией нефти в обход санкций - FT

Европа сделала важный шаг по удушению российской экономики, которая обходит санкции в торговле нефтью с помощью теневого флота.

Европа придумала новый способ, как ударить по продаже Россией нефти в обход санкций - FT

Европейские страны, выходящие к Балтийскому морю, вводят новые ограничения, чтобы затруднить России использование теневого флота танкеров для экспорта нефти. Как сообщает Financial Times и Bloomberg, морские власти стран ЕС будут запрашивать страховую документацию у танкеров, перевозящих российскую нефть. Танкер без страховки или с отказом предоставить данные рискует попасть в санкционные списки, что значительно усложняет его дальнейшую эксплуатацию.

Как будет работать новая система?

По данным Bloomberg, контроль за страховым покрытием российских танкеров согласовали 12 стран Северной Европы, включая Данию, Эстонию, Финляндию, Литву, Нидерланды, Норвегию, Польшу, Швецию и Великобританию.

Морские власти будут проверять страховку судов, проходящих через стратегические проливы, такие как:

  • Датские проливы (Катынгат и Скагеррак),
  • Финский залив,
  • проливы между Швецией и Данией.

Если танкер не предоставит страховку или ее отсутствие подтвердится, судно попадет в санкционные списки ЕС. Это автоматически закрывает ему доступ к европейским портам и услугам компаний Евросоюза.

Эти меры направлены на борьбу с теневым флотом России, который используется для обхода санкций. После введения потолка цен на нефть в $60 за баррель, установленного странами G7, Россия начала массово использовать старые суда, принадлежащие ненадежным операторам, или вовсе перевозить нефть без страховки.

Такая практика несет не только экономические риски, но и угрозу экологии. Балтийские страны уже выразили опасения по поводу возможного разлива нефти с этих старых танкеров. В качестве примера они указывают на недавнюю аварию в Керченском проливе, когда два российских танкера, перевозивших нефть, потерпели крушение, создав угрозу экологической катастрофы в Черном море.

Санкции уже бьют по России

Попадание российских танкеров в санкционные списки США, ЕС и Великобритании делает их использование практически невозможным. Например, весной 2024 года Индия прекратила принимать нефть, доставленную на судах "Совкомфлота", попавших под санкции.

Кроме того, ЕС добавил 52 новых судна в список танкеров, которым запрещен вход в порты Евросоюза и доступ к услугам европейских компаний.

Эксперты требуют ужесточения мер

Многие аналитики и экологи призывают ЕС ужесточить ограничения, полностью запретив эксплуатацию старых танкеров без надежного западного страхового покрытия. Это, по их мнению, дополнительно затруднит экспорт российской нефти и снизит доходы Москвы, которые сейчас все еще зависят от торговли сырьем.

Западные санкции продолжают наносить серьезный удар по главному источнику дохода российской экономики - продаже нефти. Ограничение на использование теневого флота еще сильнее усложнит экспорт, вынуждая Россию продавать нефть с большими скидками или искать альтернативные маршруты, что приводит к росту издержек.

Экономисты предупреждают, что ужесточение санкционного давления на транспортировку нефти может стать решающим фактором для сокращения российских бюджетных доходов, которые и так испытывают дефицит из-за военных расходов.

Запад посылает четкий сигнал: экономика, зависящая от экспорта нефти, не сможет избежать последствий изоляции.

Напомним, как ранее сообщал Dialog.UA, РФ обманывает партнеров по картелю ОПЕК+, грубо нарушая квоту на добычу нефти.

Автор: Марк Ворошилов

Последние новости