Последнее интервью Арсения Яценюка в статусе премьер-министра Украины
Незадолго до заявления об отставке, премьер- министр Украины Арсений Яценюк дал интервью собственному корреспонденту «Евроньюс» в Киеве Серджио Кантоне. Предлагаем ознакомиться с тем, что бывший премьер рассказал о положении в стране.
- Как вы думаете, после новых санкций Россия согласится на прекращение огня и последующие переговоры?
- Возможности есть всегда. Двери для переговоров открыты. Но единственная модель переговоров, которую поддерживает украинское правительство – женевский формат: США, Евросоюз, Украина и Россия. Так что, двери все еще открыты. Однако, нам также нужна камера, тюремная камера, для тех, кто совершил преступления международного масштаба.
- Чего вы ожидаете от ближайших недель? Считаете ли вы, что упомянутая вами страна усилит давление на Украину?
- Это во многом зависит от целей президента Путина и его ближайших союзников во власти. Мы по-прежнему считаем, что конечная цель Российской федерации – стереть Украину с карты мира, не дать Украине стать членом большой семьи Евросоюза, не позволить Украине оставаться свободным, независимым государством. Мы боремся за нашу свободу и независимость. Смотрите, мы боремся за нашу землю, за нашу страну, и наше будущее. И поэтому те, кто противостоит нам – они на стороне темных сил.
- Учитывая сложную ситуацию на Украине, не думаете ли вы, что с точки зрения внутренней политики, национальной политики, сейчас удачный момент, чтобы распустить парламент и как можно скорее провести новые выборы?
- У нас только два варианта: быть или не быть. С одной стороны мы должны принять план строгой экономии, мы должны ускорить проведение реформ, и для этой цели нам нужна стабильность и большинство в парламенте. С другой стороны мы должны учитывать волю народа Украины, который хочет обновить парламент, большинство украинцев выступает за досрочные выборы. Возможно компромиссное решение. Например, провести парламентские выборы, после того как мы обеспечим мир и стабильность на Востоке Украины.
- Не считаете ли вы, что в любом случае в этой стране есть острая необходимость дать людям с Востока, тем кто сейчас страдает от этой войны, политический ответ. Они недостаточно представлены в политике. Что вы можете сказать этим людям о возможности досрочных выборов?
- Прежде всего, позвольте мне быть предельно ясным, потому что, возможно, вы не знаете, что происходит на Украине. Большинство всех президентов Украины, премьер-министров и членов украинского правительства были из Восточной Украины.
- Дело не в том, что я не знаю реалий страны, но это они так говорят…
- Но мы должны вновь говорить о реальных фактах. Второй заключается в том, что Восточная Украина имеет широчайшее представительство в парламенте, и они также полностью контролируют их местные парламенты и правительства. В-третьих, вы абсолютно правы, мы должны найти политическое решение. Но сначала мы должны понять суть политических требований этих людей. Например, если речь идет о русском языке, я был первым, кто сказал: смотрите, у нас еще есть действующий закон об особом статусе русского языка.
- Я говорю не о русском языке, я говорю о том, что им нужно, что они говорят: они не доверяют Киеву.
- Несколько дней назад я побывал в Славянске. Славянск старый оплот этих боевиков, управляемых Россией. И это правда, что до 30% местного населения на Востоке не доверяют Киеву. Это совершенно нормально. Но я видел глаза и лица тех, кто был освобожден украинской армией. Возможно, нас они не любят, но они действительно ненавидят этих управляемых Россией боевиков.
- И последний вопрос: предоставите ли вы им возможность выбрать самим себе губернатора, например, в рамках децентрализации?
- Мы считаем, так называемая программа децентрализации…
- не федерализации…
- … это программа российского образца – способ уничтожить Украину, сделать из нее федеративное государство и купить украинские регионы.
- Именно поэтому я заговорил о децентрализации.
- Вот как мы видим децентрализацию. На сегодняшний день президент назначает губернаторов. Мы хотим отменить этот институт и позволить местным советам напрямую избирать губернаторов. Мы готовы к этому и президент уже внес на рассмотрение соответствующие поправки к Конституции.