Как живется патриотам Украины в оккупированном Донецке: "Да, возможно, мы не подрываем мосты, не выводим из строя технику противника и не убиваем. Но мы ждем возвращения Украины в Донецк!"
Жители оккупированного города не считают себя пособниками боевиков и меняют свое отношение к так называемой "ДНР".
Издание "Сегодня.UA" написало, как три года назад Донецк сопротивлялся нашествию боевиков и созданию так называемой "ДНР".
Многотысячные митинги, на которые собирались жители региона, проходили на площади Ленина, в центре Донецка и возле городского Дворца детского и юношеского творчества на Набережной. Уже тогда было понятно, что силы неравны: выступления дончан за единую Украину и против прихода "русского мира" пресекались жестоко – так, 13 марта на митинге был убит молодой активист Дмитрий Чернявский.
Апрельские выступления дончан, к счастью, обошлись без жертв, однако уже было понятно – Донецк и другие населенные пункты отныне не свободны, украинских активистов будут преследовать и пытаться уничтожить. Словно в подтверждение этому 21 апреля боевиками в Славянске был зверски убит горловчанин Владимир Рыбак, который пытался установить украинский флаг над зданием захваченного горсовета Горловки.
До сих пор точно неизвестно, какое количество людей с проукраинской позицией находятся "на подвале" у боевиков так называемых "ДНР" и "ЛНР". При этом в оккупированных городах и селах остались патриоты, которые не афишируют свои убеждения.
"Ждем возвращения Украины в Донецк"
"Еще в начале 2014 года мы с семьей ходили на все проукраинские митинги, – рассказывает дончанин Святослав. – Мы хотели хоть как-то противостоять всем тем массовкам, которые сгонялись в поддержку "ДНР", хотелось показать, что Донецк – такой же украинский город как Львов или Киев. Но мы ничего не могли сделать. Основные наши митинги в поддержку Украины, которые собирались возле "Олимпийского" и на площади Ленина, подвергались набегам "сепаров", которые швыряли в нас яйца, обливали краской, били даже кастетами или арматурой. Обидно, что тогдашняя милиция мало что делала, чтобы предотвратить сложившуюся ситуацию. Правоохранители просто стояли и смотрели, как молодчики в масках и с битами нападают на людей с флагами государства в руках. Особенно стало страшно после убийства Димы Чернявского. Потом уже начались захваты милиции и СБУ, и у них появилось оружие. Теперь приходится тщательно скрывать свою гражданскую позицию и мне крайне неприятно слышать, когда всех донецких называют сепаратистами. Тут очень много проукраинских людей, которые вынуждены скрывать свои взгляды".
Донецкие патриоты подчеркивают, что их действительно задевает, когда слышат в свою сторону слова – коллаборанты, сепаратисты, пособники и другие нелицеприятные эпитеты.
"Да, возможно, мы не подрываем мосты, не выводим из строя технику противника и не убиваем. Но мы остаемся теми, кто ждет возвращения Украины в Донецк. За три года ничего не изменилось в нашем восприятии действительности, – говорит жительница Донецка Юлия. – Мы не стали сторонниками "ДНР", но лично я знаю нескольких человек, которые кардинально изменили свою позицию – с искусственно вызванной ненависти к Украине в 2014-м году до слов "Я хочу жить в своей стране, как раньше" в 2017-м. Очень много времени я провела в разговорах с таким вот "сторонниками республики", которые рассказывали мне о светлом будущем, а я с цифрами в руках – о том ужасе, что ждет их впереди. И они признали мою правоту. А когда предприятия, на которых они работали, встали из-за "национализации" и уже больше месяца неизвестно что там происходит и будет ли вообще что-то происходить, люди собрались и уехали. Не в Россию, а в Одессу. Провожая их, я пошутила в стиле местной пропаганды: "Там же хунта и каратели". На что мне абсолютно серьезно сказали: "Вся хунта у нас в Донецке собралась!"
Патриотизм в оккупации
Зачастую в упрек дончанам бросают слова о непрекращающейся даже под обстрелами работе коммунальных служб Донецка. И не секрет, что в воюющем городе чище, чем во многих мирных областных центрах. "Сорить некому, – грустно говорят оставшиеся жители Донецка. И тут же добавляют: "Содержать свой город в чистоте – это тоже своего рода патриотизм".
Как уже говорилось не раз, живущие в оккупированных городах украинские патриоты помогают армии, скидываясь то на тепловизоры или теплую одежду, то на помощь раненым бойцам. Те, кто работают в удаленном доступе и официально оформлены на украинских предприятиях, платят налоги в бюджет Украины.
"Патриотизм – это все-таки не ленточка, не флаг и не митинги у администраций. Дончане это поняли очень хорошо за три года. Мы храним символику, воспитываем детей, которым в школах пытаются "завербовать", помогаем старикам. Убедить хотя бы одного не выезжавшего никуда донецкого пенсионера в том, что в Мариуполе, Бахмуте или Авдеевке не расстреливают на улицах дончан, не заставляют целовать портреты Бандеры и Шухевича или говорить исключительно на украинском языке – это уже какой-то маленький подвиг", – отмечает макеевчанин Юрий.
На замечания в стиле "Все нормальные из Донецка уехали, остались одни идиоты" донецкие патриоты стараются не реагировать. У каждого из них – свои собственные причины для того, чтобы остаться и жить на оккупированных территориях. Старики-родители, болезнь, отсутствие возможности оплачивать съемное жилье…
"Один из таких крайне правых товарищей, когда уезжал летом 2014 года, уговаривал меня ехать с ним, а когда я отказался, назвал разными словами и демонстративно вытер номер моего телефона из своего мобильника. Мол, он патриот, а я – пособник оккупантов. Я не смог бросить своего парализованного отца. А родители товарища, старые, плохо двигающиеся люди, остались без его поддержки. Через год он нашел мой номер телефона у общих знакомых, извинился, попросил присматривать за родителями. А я и так присматривал – в одном доме живем. Вместе от обстрелов прятались – мы на Путиловке обитаем. Я на него не в обиде, что уж старое ворошить... Но он сказал, что считает меня настоящим патриотом, да я и без него это знаю", – рассказал свою историю дончанин Виктор.
Молодежь более активна в своих действиях и постоянно напоминает жителям Донецка, что они живут в Украине, хоть и на временно оккупированных территориях страны.
"Мы с друзьями еще в самом начале решили, что поддерживаем только целостность Украины и всякие эти "народные республики" нам вот нисколечко не нужны, – рассказывает дончанин Илья. – Это наша земля, на которой мы родились, выросли, и лично я не собираюсь бросать свой дом, когда в него пришла беда. Честно говоря, я не приветствую многое, что происходит в Украине, но вот так просто пытаться захватить Крым и Донбасс – точно не по-соседски. Конечно, что мы можем сделать, когда весь город напичкан танками и вооруженными людьми? Но то немногое, что делаем – считаю очень важным. Например, у нас в районе нет различных надписей в стиле "Донбасс – это Россия". В 2014-2015 годах мы их постоянно закрашивали по ночам, а теперь они просто перестали появляться. А вот недавно на принтере распечатали флаги Украины и раскидали в почтовые ящики подъезда. И что самое интересное, в отличие от рекламных листовок, лишь пара оказались на полу".
"Смотрят в сторону Украины"
В последнее время на оккупированных территориях Донбасса растет недовольство, вызванное остановкой "национализированных" предприятий, падением уровня жизни и отсутствием каких бы то ни было перспектив. Люди готовы даже выйти на митинг – но боятся. Огромное количество вооруженных боевиков заставляет их умерить пыл.
При этом значительная часть населения уже побывала в мирных городах на подконтрольной территории и воочию убедилась, что страшные истории об Украине, щедро сочиняемые "республиканскими" масс-медиа, далеки от реальности.
"Это тоже вызывает недовольство, что там живут лучше, чем здесь. Если еще в том году нас стращали, что в Украине непомерные платежи по коммунальным услугам, то в этом уже помалкивают – людям нечем заплатить за даже какие-то минимальные услуги. Непомерные цены на все. Вооруженные "цари" в дорогих машинах с кортежами. Повальная цензура и лицо "предводителя" Захарченко в каждой газете на первой странице. Все это страшно раздражает людей и многие уже сами посматривают в сторону Украины", – говорит житель Горловки Андрей.
Эксперты поясняют, что за три года боевых действий в оккупированных городах практически не осталось жителей с нейтральной позицией.
"Происходящее на Донбассе несомненно подстегнуло проукраинские настроения среди простых людей, – пояснил ситуацию сайту "Сегодня" социолог Егор Игнатьев. – Оккупация части территорий, ухудшение уровня жизни, боевые действия – это те стрессовые факторы, которые заставили многих дончан пересмотреть свои взгляды. Также можно отметить, что многие из тех, кто в 2014 году беззаветно верил в идею "русского мира", за три года остыл к этой идее и сейчас смотрит в сторону Украины. Одно можно сказать уверенно: сейчас на оккупированной и на прилегающих к зоне конфликта территориях практически не осталось аполитичных людей с нейтральной позицией. Происходящее вокруг подтолкнуло людей и вынудило присоединиться к тому или иному лагерю. Не удивительно, что среди них встречаются и такие активисты, которые решаются на различные акции. Причем подобных люди есть по обе стороны баррикад и у каждого из них своя правда, которая была скорректирована и навязана политиками. А по факту, сложившаяся ситуация – экономическая и транспортная блокада, нарушение прав и свобод граждан, неуверенность в завтрашнем дне и бесперспективность развития – негативно сказывается на простых людях, а значит губительна для региона, ведь без людского ресурса это будет просто клочок земли".
Станислав Донец, Виктор Головачев
Последние новости
ВСУ нарушили планы Путина по захвату Покровска, однако у Кремля есть три плана действий – ISW
07:40Z-военкоры призывают Путина начать наступление на Днепропетровщину – в ISW узнали конечную цель
07:34
Яковина рассказал, что "как из огнемета" начало уничтожать путинский режим: "Это то, что погубит..."