30 августа 2017, 22:44

Американский ученый Стивен Бланк: Как Трамп может получить внимание Путина?

Он должен отправить военные корабли ВМС США в Азовское море через Керченский пролив, чтобы продемонстрировать нашу приверженность целостности Украины

Через два дня после разговора госсекретаря США Рекса Тиллерсона с российской стороной Москва в одностороннем порядке и незаконно закрыла Керченский пролив, якобы по техническим причинам. Россия снова не только угрожает Украине, но и демонстрирует презрение к президенту Дональду Трампу лично. Ориентация Москвы на Украину и ее экономику очевидна. Керченский пролив соединяет Черное море с Азовским морем. Его закрытие сокращает два стратегически важных украинских портовых города Мариуполь и Бердянск вдоль северного берега Азовского моря, которые являются основными экспортными центрами на Запад для украинской стали из Черного моря. Москва сигнализирует о том, что она может нанести удар по украинскому обществу, политике и экономике, когда захочет.

Закрытие пролива также совпало с забастовкой в Вашингтоне. И если бы Москва хотела серьезно поговорить об Украине с Трампом, этого действия не произошло бы. Недавний комментарий премьер-министра Дмитрия Медведева о том, что Трамп представляет собой слабую фигуру, показывает полное презрение Москвы к Трампу, Тиллерсону и администрации в целом. Однако, если Москва считает, что она может действовать безнаказанно против Киева и / или Вашингтона, это глубокое заблуждение. Огромные издержки, связанные с санкциями, введенными с 2014 года, уже демонстрируют устойчивое обнищание России и привели к заметным сокращениям даже в оборонных расходах, а также в жизненно важных внутренних инвестициях. Путин может притворяться, что он может продолжать, как и прежде, но его агрессия привела к ситуации, когда он может только угрожать Украине такими косвенными средствами, как такие закрытия, экономическая война, кибер-забастовки и терроризм.

Хотя Россия усилила свои военные возможности вокруг Украины и пытается сделать еще больше, она, вероятно, достигла экономических и стратегических пределов своих возможностей для вторжения в Украину. В то время, как российская армия насчитывает около 350 000 человек, для боевых действий имеется только одна треть. Военную эскалацию становится все труднее выполнять. Если бы Россия открыто вторглась на Украину, это бросило бы вызов Европе, усилило бы ее сплоченность на порядок. Это может даже привести к поддержке НАТО для передачи оборонительного оружия в Украину и более быстрого наращивания оборота. Поэтому он должен прибегать к таким проявлениям риторических и симулированных актов бравады, чтобы поддерживать несостоятельную иллюзию равенства великой державы с Соединенными Штатами.

Трамп должен понять, что делает Путин. Психологическая война, демонстрирующая браваду и презрение, - это то, что использует Трамп, но это не тот, которого он или мы должны терпеть. В самом деле, что бы мы ни делали, Запад успешно накладывает на Россию большие издержки благодаря новому пакету санкций плюс расширению старых. Пределы возможностей России по усилению военной эскалации на самом деле становятся все более ясными. Ситуация требует продолжения и расширения этих расходов, оставляя дверь открытой для серьезных переговоров, когда Москва действительно готова.

На практике это означает, что Вашингтон должен отправить военные корабли ВМС США в Азовское море через Керченский пролив, чтобы продемонстрировать нашу приверженность суверенитету и целостности Украины и свободу мореплавания на морях, которая стала краеугольным камнем внешней политики США с 1789 года. (Это похоже на то, что делают Соединенные Штаты в Южно-Китайском море.) И НАТО должно сделать то же самое. Еще один способ навязать России расходы - дать Украине необходимое оборонительное оружие и потребовать бороться с агрессией. Это не только в соответствии с политикой США с 1947 года, но и для того чтобы показать Путину и его приспешникам, что он не может перекраивать границы или неуважительно относиться к Соединенным Штатам, не платя цену. 

Поступая таким образом, мы берем прием из старой стратегии Москвы и Пекина о одновременном разговоре и боевых действиях. Неспособность ответить на эти преднамеренные провокации только вызывает больше агрессии. В самом деле, это отказ послать Украине необходимую помощь, - отказ, поощряющий непрекращающиеся агрессивные акты в России. Чем больше эта война придет домой к Путину, тем скорее ему будет труднее выстоять. И это, в конце концов, было целью США с самого начала.

Стивен Бланк - старший научный сотрудник Совета по внешней политике США. Он является автором многочисленных статей, посвященных внешней политике, а также монографий, посвященных геополитике и геостратегии России и Евразии.

Atlantic Council, перевод редакции Dialog.UA

Последние новости