"Путин пошел в отступление перед США", - эксперт разложил по полочкам заявление Путина по миротворцам на Донбассе
Заявления президента России Владимира Путина о возможной отправке на Донбасс миротворческих сил ООН – это очень серьезное геополитическое отступление, определенная услуга России под давлением США.
Такое мнение в комментарии InfoResist высказал политический эксперт, экс-депутат Верховной Рады Тарас Чорновил, передает "Диалог.UA".
"Я бы к этому все-таки ставился более с оптимизмом. Эти заявления смотрятся продолжением очень дискутированной ситуации, когда Путин, скривившись, с тремя дополнительными морщинами на лице, перед камерами, сказал о том, что Россия будет сокращать затраты на оборону. Это есть все-таки вынужденное, выдавленное заявление, которое является подтверждением того, что Россию сейчас тяжело назвать супер-государством. Паритет оружия утрачен и надо будет цепляться за какие-то остатки своей влиятельности в мире, какой-то плацдарм в отношении США сохранять, чтобы окончательно не быть приниженными и придушенными. В том числе и экономически. И у меня есть ощущение, что это есть продолжение той же самой оперы", — считает Чорновил.
Он напомнил, что ранее Путин однозначно отбрасывал какую-либо идею вооруженной миссии.
"Когда шла речь о возможности такой миссии, он настаивал на вариантах соответственного участия России, в присутствии России. Это может быть полицейская миссия. Во время предыдущих переговоров, в том числе и в Минском формате, и в Нормандском, в первую очередь, шла речь о возможности ее вооружения исключительно лишь легким оружием, а вообще сама идея отбрасывалась. Кроме того, Путин всегда выступал категорически против направления туда миротворческих сил, и даже в заявлениях по этому поводу все равно была куча предпосылок и намеков. О международных миротворческих силах ООН вообще даже речи не могло быть в принципе, потому что это особенный статус, и здесь от России полностью зависело их появление или не появление, потому что Совбез ООН должен был бы такое решение принимать. И вот в этих обстоятельствах сейчас, когда происходит категорическое, кардинальное изменение позиции, мне кажется, что это очень серьезное геополитическое отступление не перед нами — перед США", — отмечает эксперт.
Он допускает, что в пользу этого сыграл определенный фактор жесткого давления со стороны США, или же во время разговора спецпредставителя Госдепартамента США Курта Волкера с помощником президента России Владиславом Сурковым были сделаны определенные объяснения возможных последствий для России в виде особенных санкций.
"Уже начинают откровенно говорить о возможности отключения России от SWIFT, если она будет и дальше создавать угрозу и проблемы для стабильного мирового порядка. Поэтому в этих обстоятельствах есть очень серьезное отступление перед США. Россия должна не столько уйти с территории Украины, сколько продемонстрировать отказ от своего геополитического значения, что для Путина будет очень значительно. Поэтому просто уйти, просто отказаться и уйти они не готовы при любых обстоятельствах. Но этого от них и не требуют", — подчеркивает Чорновил.
По его мнению, переходная ситуация с миротворческим контингентом ООН в принципе удовлетворять может всех, но Россию — меньше всего:
"Но если они собираются отойти, то могли бы передать это на миротворцев, вроде как отодвинуться от прямого участия в конфликте, продемонстрировать это. Иметь гарантии, что Украина не начнет наступательную операцию, потому что тогда уже миротворцы контролируют обе стороны. Задание миротворцев — не допустить кровопролития, каких-нибудь изменений разграничения на период их мандата, который может быть выписан на несколько лет. В принципе, ту сторону на некоторое время это успокоит. Для нас выгода в этом так же есть, потому что для нас главное — остановить кровавую стадию конфликта. Для нас это на первом месте".
Чорновил также отмечает, что предложение Путина об ограничениях, которые выписываются в отдельном мандате для миротворческой миссии ООН, в том числе -ограничения на их размещение, не такое уже однозначно негативное для нас.
"С одной стороны, если они будут только по линии разграничения, это означает, что мы не сможем рассчитывать на быструю реинтеграцию Донбасса. То есть, они не будут выполнять функции, связанные с выписанными в Минских договоренностях процессами, и в тех, которые должны были лечь в основу дорожной карты, которая не утверждена, но, в принципе, уже серьезно проговорена — там, где именно миротворческая миссия должна была взять под контроль не контролированный уже сейчас нами участок русско-украинской границы. Плюс взять под контроль те склады, в которых должно быть размещено вооружение боевиков и проконтролировать полное разоружение боевиков, вывести оттуда какие-либо иностранные войска или незаконные вооруженные формирования — то, что описано в Минских договоренностях", — рассказывает экс-депутат.
Он отмечает, что кое-кто нам любит рассказывать, что это "очень русский, антиукраинский план", но некоторые пункты безопасной части, которые нам очень нужны, должны организовать и обеспечить миротворцы.
"Россия не хочет им давать на это мандат. С одной стороны, это затягивает переходной период, затягивает замороженный конфликт на определенны период, на пару лет. С другой стороны, это означает, что мы, получив мир и спокойствие и прекратив вооруженный конфликт по линии разграничения, то есть, выполнив составляющую по безопасности, на определенный период времени освобождаемся со своей стороны от выполнения политической части Минских договоренностей, которая у нас обществом воспринимается тяжело. То есть, мягко говоря, вот сейчас прямо в нее втягиваться, когда там та сторона еще достаточно самоуверенна, когда Россия может на них давить и поддерживать, для нас тоже не очень желательно", — считает эксперт.
По его словам, Украине для прекращения горячей стадии и обеспечения безопасной части выгодно затягивание времени, и размещение миротворцев по периметру на определенное время нас вполне удовлетворяет.
"Поэтому это не такой уж плохой вариант, за него, я думаю, надо хвататься и этого добиваться", — говорит Чорновил.
Он напомнил, что полтора-два года назад Порошенко тоже говорил о миротворцах, но все экспертное сообщество над ним смеялось и говорило, что это невозможно в принципе. А сейчас об этом заявил Путин, "о котором все говорили, что он никогда не позволит, не согласится на то, что бы Совбез ООН дал добро на направление миротворческого контингента".
"Так вот этот контингент — это не полицейская миссия. Этот контингент имеет тяжелое оружие, он может иметь танки и БТР, он имеет артиллерию, он имеет право, в принципе, применять авиация по потребности, хотя это очень тяжело, потому что надо согласовывать этот вопрос с экстерриториальностью аэродромов базирования, и они имеют право на насилие. То есть тот, кто нарушает правила, тот, кто начинает угрожать представителям миссии или нарушать их мандат, может быть физически уничтожен. Именно поэтому в других странах провокации против этой миссии очень быстро прекратились — потому что они имеют право стрелять на поражение", — подчеркнул экс-нардеп.
Он напомнил, что, по правилам ООН, в миссии не могут принимать участие представители стран, близких к зонам конфликта.
"То есть, там не может быть ни России, ни стран СНГ, так же как и украинцев. Там, очевидно, сомнительно участие европейских военных, которых тоже стараются не направлять в пределах Европы. Наибольшая вероятность, скажем, военные, которые чаще всего поставляются для участия в таких миротворческих миссиях ООН — Бангладеш, Пакистан. Для нас это идеальный вариант: они не чувствуют никакой зависимости, плюс они достаточно жесткие в выполнении своих обязанностей. И поскольку мы собираемся выполнять свои обязательства на весь период, а та сторона никогда не выполняла, то для нас это — вполне приемлемый вариант. То есть, сейчас это можно рассматривать как определенную услугу России про давлением США", — резюмировал Чорновил.