Своими глазами: Маршрут Донецк – Севастополь – Донецк
Корреспондент Dialog.ua проделал маршрут из Донецка в Севастополь, и вернулся обратно с так называемой оккупированной территории.
Прежде чем начать рассказ о моей поездке из украинского Донецка в теперь уже российский Крым, необходимо сделать пару уточнений, которые объяснят степень риска такого путешествия.
Во-первых, за несколько дней до моего отправления в Севастополь, а именно 15 апреля, Верховная Рада Украины приняла закон № №4473-1, который признавал Крым территорией, временно оккупированной Россией. Согласно новому закону, ввели ограничения для проезда в Крым, которые при худшем стечении обстоятельств для человека, пересекающего границу, могли привести к тюремному заключению сроком до 8 лет.
Во-вторых, к упомянутому выше закону, власти добавили еще одну возмутительную меру: запретили въезжать из Крыма в Украину всем мужчинам граждан РФ в возрасте от 16 до 60 лет и женщинам от 20 до 35 лет. Любопытно, что запрет касался не только граждан России, но и украинцев, имеющих крымскую прописку или регистрацию. Вероятно, таким образом, официальный Киев в очередной раз напомнил о «единой Украине».
Учитывая, что мой риск попасть под санкции, ввиду наличия законного украинского гражданства, был минимальный, я решил своими глазами посмотреть на систему пересечения границы Украины и российского Крыма.
Поезд №47 «Донецк - Севастополь», вагон №14
Нет ничего удивительного, что в наше время все разговоры людей сводятся к обсуждению последних новостей о ситуации в стране. Но признаюсь, что преобладания пророссийских настроений в моем вагоне, неожиданно удивило. Не буду оригинальным, передам лишь то, что срывалась с языков пассажиров.
Очень сильно людей возмутили те два закона, про которое я сказал в начале материала: про «оккупированную территорию» и возрастное ограничение на въезд/выезд, поскольку такие «нормы» отрезали их от родни и близких, проживающих в Крыму.
Отвлекаясь от вагонного трепа, расскажу реальную историю своих знакомых. Парень с донецкой пропиской вполне успешно работает в компании СКМ Рината Ахметова в Донецке. Его жена, имеющая крымскую прописку, с маленьким ребенком после крымского референдума была вынуждена уехать на полуостров к родителям, у которых там дом и вообще вся жизнь. Как вы успели догадаться, сейчас эта девушка попала в «капкан» и не может вернуться к своему мужу. Почему? Да потому что, согласно новым законам, на украинской границе она вместе с маленьким ребенком может быть подвергнута контрольно-фильтрационным мероприятиям. То есть, новые украинские власти, с одной стороны называют Крым своей территорией, а с другой, жителей Крыму начинают фильтровать. Сейчас эта молодая семья разорвана, и это самое страшное.
Очень бойко люди в вагоне №14 обсуждали происходящее в Краматорске и Мариуполе. Одна женщина рассказала со слов сына-военнослужащего украинской армии из Мариуполя, что нападение на военную базу МВД № 3057 – это инсценировка официального Киева. Мол, на самом деле, военные на этой базе сидят голодные и умоляют мирных жителей города блокировать базу, поскольку они не хотят воевать с мирным населением.
Когда поезд добрался до украинской границы в Мелитополе, было уже 02:45 ночи. Украинские пограничники быстро просили предъявить паспорта, но почему-то смотрели только на первую страницу, где фото, имя владельца и обозначение о гражданстве обладателя паспорта. Вероятно, погранцов интересовали только граждане РФ, о наличии таких, к слову, еще до отправления спрашивал проводник. В Мелитополе поезд продержали час, вместо положенных 20-25 минут.
Новая российская граница теперь через три часа после Мелитополя – в Джанкое. Там время стоянки заняло не более 15 минут. Паспорта смотрели внимательно, сверяли лица и в конце желали доброй ночи и счастливого пути.
Жизнь на «оккупированной» территории
Вообще говоря, когда рядовые жители Донецка, Киева, Харькова, Львова и других городов Украины говорят про Крым, как про оккупированную территорию, жители Крыма, которые на минуточку вообще-то имеют украинские паспорта, очень сильно оскорбляются. Крымчанам после референдума нелегко, поскольку на всех уровнях идет переход на рельсы российской экономики и быта, а это всегда проблемно, но они ни разу не чувствуют себя оккупированными.
Что там сейчас происходит? Люди стоят в километровых очередях за новыми паспортами, российские банки только начинают работать, любые товары можно купить как за гривны, так и за рубли, в почтовых отделениях РФ уже начала выплачивать «детские деньги» по украинским тарифам. Продукты сразу подорожали: картошка – 12 грн, апельсины – 17 грн, кефир – 13 грн, огурцы – 26 грн. Так же взлетели цены на бензин – 17 грн за литр 95-го. Но справедливости ради нужно сказать, что аналогичные повышения цен наблюдаются по всей Украине.
Из «хорошего»: цены на проезд в общественном транспорте остались прежними, люди все те же, море такое же прекрасное и солнце такое же яркое.
Поезд №48 «Севастополь - Донецк», вагон №15
Обратная дорога внушала несколько больше тревоги, поскольку на этот раз предстояло въехать с территории «оккупанта» на территорию Украины. При посадке проводница сообщила, что за предыдущий её рейс из Севастополя в Донецк, украинские пограничники сняли троих пассажиров и вернули в Крым. Вместе с тем, желающих испытать свою судьбу, было немало: вагон под завязку наполнился пассажирами: девушками и парнями, по возрасту, падающими под действие новых законов официального Киева.
Люди ждали сюрпризов таможни, а параллельно рассказывали друг другу свежие новости. Одна из бабушек бодро рапортовала молодежи, что в случае начала войны, вся молодежь пойдет воевать, и это по её словам хорошо, поскольку война служит для того, чтобы разгонять кровь в жилах.
Для вагона №15 процесс прохождения границы прошел спокойно. Украинские пограничники, которые собственно и могли высадить украинцев с крымской пропиской, ограничились просмотром только первой страницы паспорта, на прописку не смотрели. Ну а пограничники РФ для жителей «оккупированной» территории были уже не страшны. Поэтому если крымчане и были в моем вагоне, то все они благополучно доехали до Донецка.
В завершение рассказа хочу сказать о том, как работала российская граница. Их украинским коллегам, пожалуй, есть чему поучиться. В Джанкое поезд останавливается, проводник включает яркое освещение по всему вагону… Российские пограничники в составе двух девушек и одного мужчины очень вежливо извиняются за беспокойство и просят подготовить документы. Паспорта внимательно пролистывают, тщательно, но не агрессивно сверяют лица пассажиров с фотографиями. Один мужчина отказался давать свой паспорт погранслужбе, ссылаясь на то, что документы нельзя отдавать в руки другим людям. Пограничники РФ в этой ситуации попросили мужчину подняться с места, чтобы его лицо было лучше освещено. На этом, эпизод был исчерпан. Пограничники еще два раза извинились, что разбудили людей среди ночи, пожелали всем доброй ночи и счастливого пути.
Через пару месяц я снова планирую пересечь границу. Надеюсь, будет что рассказать.
Павел Истомин