3 октября 2014, 13:18

​ДНР национализирует предприятия «дотационного» Донбасса: чем грозит Украине потеря востока

«Республиканцы» вплотную занялись работой над созданием министерства по налогам и сборам, а также формированием законодательной базы для пополнения бюджета.

Ополченцы начали перерегистрацию хозяйствующих субъектов — как физических, так и юридических лиц. Планируется, что уже в ноябре не перерегистрированные активы будут объявлены вне закона: в отношении них могут ввести внешнее управление или даже национализировать.

При этом власти «Республики» заявляют, что готовы применить льготы для бизнеса и предоставить частным компаниям право участвовать в госзакупках.

Тотальный контроль

Правительство Донецкой народной республики планирует установить контроль над ключевыми отраслями местной промышленности, например энергетической и угольной. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на главу верховного совета ДНР Бориса Литвинова.

По словам спикера, в собственности у «Республики» должны остаться объекты инфраструктуры, авиа- и железнодорожное сообщение, а также тяжелое машиностроение и общественный транспорт.

«Много лет на Украине господствовал тезис о том, что угольная промышленность является дотационной, и государство дотирует на 30-40 процентов эту отрасль из бюджета... оборудование, которое используется в этих шахтах, зачастую перепродается через три-четыре руки. Таким образом, идет накрутка, продиктованная желанием определенных людей набить себе карман. Если от этого мышления избавиться, то угольная отрасль окажется самоокупаемой, а может даже и прибыльной», — считает Литвинов.

Кстати, повстанцы планируют забрать под свой контроль землю и недра.

«В декларации о независимости ДНР написано, что земля и ее недра принадлежат государству, поэтому в частные руки отдаваться они не будут, а те решения, по которым они все-таки стали частными владениями, будут отменены», — отметил он.

Красноречивое молчание компаний

С началом АТО и, особенно, в период активизации боевых действий на территории Донецка крупные предприятия и компании вывезли своих сотрудников и активы в другие регионы Украины. Местами новой «прописки» стали преимущественно Харьков, Киев и Львов.

Как стали известно Диалог.ua из собственных источников, Западная Украина и вовсе приглянулась владельцам IT-компаний. Небольшие города типа Тернополя подкупили донецких бизнесменов низкой арендной платой за офисные помещения, национальным колоритом и толерантным отношением к представителям востока Украины.

Тем не менее, «донецкий» бизнес теперь столкнулся с реальной угрозой потерять часть активов, оставшихся на подконтрольной ДНР территории. Как будут действовать компании и готовы ли сотрудничать с ополчением Диалог.ua интересовался у многих ведущих предприятий региона. Многие официально отказались комментировать этот вопрос.

В пресс-службе крупнейшей энергетической компании Украины ДТЭК, принадлежащей Ринату Ахметову, заявили: «Мы не видим оснований для каких-либо действий в отношении наших активов. Кроме того, сейчас все силы компании и ее работников, все ресурсы направлены на подготовку энергосистемы к отопительному сезону. Людям нужны тепло и свет в домах, и в Луганске, и в Донецке, в Киеве, и в Ивано-Франковске. Наши сотрудники работают без выходных и отпусков, чтобы успеть восстановить огромное кол-во повреждений в энергосистеме. Ежедневно в восстановительных работах участвуют до полутысячи сотрудников компании и 150 единиц спецтехники. Кроме того мы взяли на себя повышенную социальную ответственность по отношению к людям, проживающим на территориях в зоне конфликта. Это касается гуманитарной помощи в рамках проектов штаба Рината Ахметова «Поможем», выполнение других функций жизнеобеспечения людей - сохранение рабочих мест и заработных плат, подвоз воды и продуктов, помощь больницам и т.д».

В «Финансово-промышленной группе «Альтком», работа которой представлена в 12 областях Украины, воздержались от комментариев политических вопросов. Из собственных источников Диалог.ua стало известно, что сейчас компания успешно представлена на территории Украины, в частности, получен подряд на строительство дорог в Киеве. Возобновлять функционирование в Донецкой области пока не планируют.

Торговый дом «Амстор» продолжает свою работу в регионе. Не закрывшиеся даже во время боевых действий магазины будут работать. В центре поддержки покупателей сообщили, что «информации о возможном закрытии супермаркетов в Донецке и Макеевке» пока не поступало.

Угольные объединения, расположенные на подконтрольных повстанцам территориях, по слухам, готовы работать в будущем с любой властью в регионе. Остановка шахт обойдется дорого бюджету Украины (хотя она и не собирается пока оплачивать счета на "оккупированных территориях"), а ДНР просто не откуда брать баснословные суммы на закрытие/поддержание работы горняков. Из-за не финансирования Киевом необходимых работ все будет затоплено, что автоматически приведет к большим проблемам, что уже заставило волноваться экологов.

А вот банковская система оказалась самой незащищенной. Закрывшиеся несколько месяцев назад отделения крупных финансовых учреждений не спешат радовать клиентов работой. «Пока не закончится война, мы не возобновим работу», - отвечают во всех банках.

Автономия пяти пунктов 

В целом самопровозглашенные республики даже без Мариуполя обладают солидным экономическим потенциалом на единицу площади. Но использовать его будет очень непросто. Во-первых, многие предприятия разрушены либо законсервированы (причем вывод их из консервации связан с огромными затратами). Кто будет за все это платить — непонятно. Если ДНР/ЛНР уйдут в самостоятельное плавание, то единственная, кто это может сделать, — Россия. Но захочет ли? Во-вторых, вопрос об угольных дотациях. Готова ли Москва (а кроме нее некому) платить несколько сот миллионов долларов в год? Без дотаций же угольная отрасль непризнанных республик рухнет (а вместе с ней и надежды на хоть какое-то восстановление социально-экономической сферы). В-третьих, вопрос производственных цепочек. Как быть с рудой, коксом, железнодорожными перевозками? В-четвертых, вопрос экспорта. В том же Приднестровье, например, экспорт осуществляется по сертификатам Молдавии, есть своя достаточно разветвленная база формальных и неформальных договоренностей Тирасполя и Кишинева о взаимном экономическом сосуществовании. С большой долей уверенности можно предположить, что Украина не согласится идти на такие «договорняки» с непризнанными республиками Донбасса. Поэтому экспорт может быть осуществлен лишь на территорию РФ. Наконец, в-пятых, в ДНР/ЛНР до сих пор нет даже подобия какого-то вменяемого государственного управления. Не говоря уже об управлении экономикой и финансовой системой. Вся хозяйственная жизнь там настроена на украинские рельсы и украинские законы.

Отсюда можно сделать вывод, что в нынешнем виде непризнанные республики могут получить шанс на выживание и развитие исключительно при массированной поддержке России. Если последняя примет для себя концепцию, согласно которой это будут территории, никак не связанные с Украиной, но которые должны как-то относительно пристойно существовать, то практически неизбежна их полная интеграция в российскую экономику вплоть до перевода финансовой системы на рубли, а системы управления — на российские законы. 

Контролируемые повстанцами районы, безусловно, крупный промышленный центр страны. Индустриальное ядро — углепром. На относительно небольшой территории добывается почти половина всего украинского угля. Суммарная добыча на расположенных здесь шахтах приближается к 40 млн тонн из общего докризисного объема в 85 млн тонн. Крупнейшие шахты расположены в Ровеньках, Свердловске и Краснодоне.

Некогда профицитный продукт стал дефицитным — сегодня угля критически не хватает. Уже сейчас Украина начала его масштабный импорт. Парадокс ситуации в том, что завозить уголь начали из соседней России. На уровне Минэнерго также прорабатывается вопрос о возможных поставках угля из ЮАР и Австралии. По мнению экспертов, выбывшие мощности может заменить только импорт угля в объеме не менее 1 млн тонн в месяц. Восстановление работы шахт теоретически может сделать самопровозглашенные республики крупным «экспортером» угля в «континентальную» Украину.

Последние новости