Бермудский треугольник: мифы и правда
Людей, как и много столетий назад, манит неизведанное. И Бермудский треугольник из этой области. Предлагаем вашему вниманию семь реальных фактов об этом загадочном объекте.
Рождение мифа
Показательно, что исчезновение корабля "Циклоп" в 1918 году не объяснялось тайной Бермудского треугольника больше полувека с момента инцидента. Первая статья о феномене появилась только в 1950 году. Её автором был американский журналист А. Джонс. Свой материал он назвал оригинально - "Море дьявола". Должного эффекта публикация не произвела, о Бермудском треугольнике не начали говорить с придыханием и страхом. Так начали говорить только в 1974 году, когда вышла книга Чарльза Берлица "Бермудский треугольник". Сказать, что книга была встречена "на ура", значит ничего не сказать. Она стала бестселлером. Поддержанная популярным исследователем Дэвидом Куше, она даже стала восприниматься как настоящая теория, хотя сам Куше и называл феномен Бермудского треугольника "Великолепной сказкой для взрослых".
Информационная подпитка
Пресса полюбила Бермудский треугольник. Это не удивительно: неразрешимый феномен, к тому же облаченный в панцирь мистики и зловещего рока, был читателям невероятно интересен. Показательно, что "треугольнику" приписывались исчезновения, происходившие и в других районах Земли. К ним относится случай с "Фреей", которая была брошена экипажем в 1902 году в Тихом океане, и трагедия "Глоубмастера", упавшего в 1951 году недалеко от Ирландии. Если отметить на глобусе места всех исчезновений, приписываемых району Бермудского треугольника, то окажется, что они разместятся на территории, которая охватывает Карибское море, Мексиканский залив и большую часть Северной Атлантики. Часто журналисты писали свои материалы не на основе исследований, а просто на основе чужих статей, таким образом делая предположения и догадки гипотезами и мнениями.
Проект "Магнит"
В западной журналистике есть целый жанр, когда статья пишется без всякой опоры на реальность, чем фантастичнее статья в таком жанре - тем лучше. Вокруг Бермудского треугольника ещё 40 лет назад было построено множество "секретностей" от прессы. Одним из примеров такой фальсификации может судить загадочный "Проект "Магнит". Его держали якобы в секрете до 1963 года, пока корреспондент журнала U. F. О. Investigator не "раскрыл" его существование. По сообщению корреспондента, который «обнаружил» один из самолетов, обслуживающих "Проект", "на вспомогательной взлетно-посадочной полосе" аэропорта в Сан-Франциско, "эта тщательно скрываемая программа исследований" была "весьма знаменательно связана" с исследованием НЛО, предпринятым канадским правительством. Проект обслуживали специально оборудованные самолеты "Супер-Констеллейшн" и пилоты в гражданской одежде. Вместе со статьей была опубликована фотография хвостовой части фюзеляжа, на котором крупными буквами было написано "ПРОЕКТ МАГНИТ". Странный способ держать проект "в секрете"! По сообщению этого корреспондента, которому "удалось ввязаться в разговор" с сотрудниками "Проекта", "одним из наиболее важных результатов исследований" было открытие "особых магнитных сил", действующих над районом Карибского моря, где в свое время исчезли пять самолетов военно-морских сил.
Суждения в виде версий
Сторонники тайны Бермудского треугольника выдвинули несколько десятков различных теорий для объяснения тех таинственных явлений, которые, по их мнению, там происходят. Эти теории включают в себя предположения о похищении судов пришельцами из космоса или жителями Атлантиды, перемещения через дыры во времени или разломы в пространстве и другие паранормальные причины. Высказываются предположения, что причиной гибели некоторых судов, в том числе и в бермудском треугольнике, могут быть так называемые блуждающие волны, которые, как считается, могут достигать в высоту 30 метров. Также предполагается, что при определённых условиях в море может генерироваться инфразвук, который оказывает воздействие на членов экипажа, вызывая панику, в результате которой они покидают судно.
Жертвы треугольника
Доказанных жертв Бермудского треугольника не так и много. То есть тех, кто пропал при действительно загадочных обстоятельствах в данном районе океана. Половину случаев, описанных уже годы спустя после события, выдает явное незнание реальной информации о погодных условиях. Распространенная фигура: стояла безветреная погода, и вдруг корабль пропал. Некоторые из пропавших судов действительно проходили через Бермудский треугольник, однако нет никаких оснований утверждать, будто они исчезли именно там. В целом ряде случаев авторы статей о Бермудском треугольнике сознательно замалчивали информацию, которая могла бы легко и просто объяснить данное исчезновение. В общем и целом, мы можем говорить примерно о сорока "жертвах" Бермудского треугольника. Это с учетом того, что создатели мифа - журналисты, начинали "исследовать проблему" с конца XIX века. Всего сорок случаев за век с лишним, хотя до сих пор за год падает не один десяток самолетов по всему миру.
Вудро Вильсон История с "Циклопом" тесно связана с президентом США Вудро Вильсоном. Тем самым, который за организацию Финансовой резервной системы красуется на 100000-долларовой купюре. Так вот, этот человек был очень романтичным. Он красиво проявил себя именно при пропаже "Циклопа". Когда в порт не пришло многотонное судно с 390 людьми на борту и огромным грузом необходимого в металлургии марганцевой руды, он сказал: "Только море и Бог знают, что случилось с этим кораблем". Но не сказал: "Она утонула".
Научное объяснение
Наука характеризуется строгой системностью. То, что происходит в Бермудском треугольнике не показывает ни порядка, ни системы. Вернее, систему показывает, но она имеет отношение скорее к информационной политике. Статистика же говорит, что район обозначенного Бермудского треугольника не опасней любого другого участка океана, где формируются циклоны и часто бывают шторма. Логистика говорит, что это один из самых загруженных судоходством участков океана. Опыт мореплавания говорит, что Саргассово море не удобно для судоходства. Статистика также говорит, что столкновение кораблей - не редкость. По данным Ливерпульской ассоциации страховщиков, в 1964 году в результате столкновений затонуло 18 судов, а 1735 судов получили аварийные повреждения. В 1965 году эти цифры были соответственно 14 и 1945, причем статистикой учитывались только крупные суда тоннажем более 500 регистровых тонн. Та же статистика говорит, что одной из главных причин столкновений судов является теснота на морских дорогах.