22 мая 2014, 17:26

Forbes: Олигархи в России и Украине, или Что предвещают Магнитский, Ахметов и грядущие выборы

Сейчас очень опасное для олигархов время на постсоветском пространстве. 19 мая крупнейший олигарх Украины Ринат Ахметов выступил против сторонников ДНР и поставил себя прямо на линии огня между Москвой и Киевом.

В тот же день, в Вашингтоне, согласно положений Закона Магнитского, двенадцать русских фамилий были публично внесены в список санкций США. В том числе это Дмитрий Клюев, которого называют руководителем особо опасной организованной преступной группировки в России. Мы все говорим спокойно об олигархах на постсоветском пространстве как о совершенно естественном явлении. На самом деле, ни олигархи, ни системы, которые они поддерживают, не являются примером особо стабильного, счастливого или взаимного симбиоза.

На протяжении 1990-х годов олигархи получили контроль над различными секторами бизнеса на большей части постсоветского пространства. Тогда, в некоторых странах, пришли к власти центральные правительства, зависимые от них. В других случаях олигархи сами властвовали над государством. В России, после своего избрания, Путин расширил свою собственную Санкт-Петербургскую сеть КГБ на иерархию бизнес-мафии по всей стране и взял ее под свой контроль. В Украине ряд олигархов, главной из которых являлась Юлия Тимошенко, чтобы сохранить свое влияние, вышли на политическую арену. В конечном итоге, олигархи получили больше влияния, чем правительство. В обоих случаях, демократия оказалась в проигрыше.

В Украине, сегодня, большинство олигархов не баллотируются в парламент, но они контролируют целые фракции депутатов, сформированные, как правило, по региональному признаку. Именно против такой системы были массовые протесты на Майдане. Против узурпации власти Януковичем и нового уровня клептократии.

Большинство западных обозревателей не говорят о том, что новое правительство в Киеве, по сути, назначило олигархов на должности губернаторов областей, которыми они управляют. Временное правительство Киева сделало это в качестве попытки консолидации, в надежде, что олигархи будут защищать единство Украины, потому что они очень много вложили в него. Следствием этого был внезапный “взрыв” Рината Ахметова против пророссийского сепаратизма, хотя именно так он не назвал его. Он говорил о нестабильности и подверг критике действия Донецкой Народной Республики. Восточной Украине теперь приходится бороться с дополнительными “расколами” - между людьми, лояльными промышленным олигархам, которые дают им работу, и, по сути, Путиным, который хотел бы взять на себя эту функцию. Киев говорит олигархам, что они смогут сохранить свою власть, если удержат население, лояльное к Украине. Не много демократии, в любом случае. И вообще не тот сценарий, за который боролся Майдан.

Русская версия олигархии представляет собой пирамидальную структуру социального контроля. Возможно, мы должны назвать это порядком. Это форма правления по Дарвину. Российские олигархи знают, что если они “теряют хватку”, их конец очень похож на конец Березовского в Англии. Они подчиняются. Находящиеся “под ними” делают то же самое. Вся система - тюрьма, где нужно каждую минуту оглядываться назад и у вас нет ничего, что полностью принадлежит вам. Вот почему все олигархи воспитывают детей за границей, и там же хранят свои деньги. (Какой родитель добровольно будет прививать своим детям принципы такой жизни?) Вот почему даже группировка Клюева будет ощущать персонализированные санкции Запада.

Пытки, убийства, похищения, запугивания, с участием юристов и чиновников - мафия Дмитрия Клюева купила себе государственную защиту. Самой большой виной Магнитского было то, что он хотел обличить их в перемещении 800 миллионов долларов за границу, большей частью которых были налоги. Он был убит за это. Он, видимо, не понимал, что Москва позволяет действовать мафии.

Удивительно, что этническим русским в Украине нужно добровольно присоединиться к такой системе, когда другие вокруг них пытаются оставить ее позади. Это не удивительно, что украинские олигархи отчаянно хотят избежать этого.

Forbes

Перевод Арсений Давиденко

Последние новости