С 1 июня количество льготников, имеющих право на бесплатный проезд, сократится до трех миллионов
Большинство льгот, в том числе на услуги ЖКХ, будут предоставляться с учетом доходов семьи.
С 1 июля 2015 года большинство льгот на жилищно-коммунальные услуги, а также по оплате услуг связи, на покупку твердого топлива и сжиженного газа будут предоставляться с учетом доходов семьи, сообщает директор департамента государственной социальной помощи Министерства социальной политики Виталий Музыченко.
Людей очень интересует, как изменятся транспортные льготы, будут ли предоставлять скидки на медпрепараты и останется ли возможность бесплатного санаторного лечения.
Предлагаем вам интервью с Виталием Музыченко.
— Виталий Владимирович, скажите, какова судьба транспортных льгот? Их отменят?
— Их не отменят, а пересмотрят и систематизируют. В частности, с 1 июня будет сокращено количество категорий льготников, которым полагается бесплатный проезд.
— С июня, не с июля? Ведь льготы по оплате жилья пересматриваются с 1 июля…
— Все правильно: новшества в системе льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи и твердого топлива вступают в силу с 1 июля, а система транспортных льгот изменится с 1 июня.
— И все-таки… Оптимизация транспортных льгот предусматривает их отмену?
— Не отмену, а сокращение количества льготных категорий, которым полагается бесплатный проезд. Смотрите, в настоящее время таким правом у нас в стране пользуются около 11 миллионов человек.
— Получается, каждый четвертый?
— Да. Почти все органы местной власти и все перевозчики говорят о том, что часть населения, имеющая право на бесплатный проезд, слишком большая. Причем количество поездок для льготников не нормировано. Фактически человек может ездить хоть целый день — ему гарантировано такое право законодательством.
В то же время у нас очень ограниченный бюджетный ресурс, чтобы финансировать эти льготы. Кроме того, на сегодняшний день в связи с отсутствием механизмов учета невозможно подсчитать количество льготных поездок и предоставить транспортной компании реальную компенсацию.
— То есть транспортные компании возят льготников, но возмещение за их проезд не получают?
— Именно так. В бюджете нет средств на столь масштабное финансирование, а транспортники, в свою очередь, не могут предоставить информацию о фактическом объеме перевозок льготников. Выходит, сколько граждан ездит бесплатно на самом деле, никто не знает, но в расчет берутся все 11 миллионов! Таким образом, бюджет никогда не сможет компенсировать эти перевозки транспортным компаниям в полном объеме. А сейчас это просто невозможно.
В результате денег у перевозчиков нет. Они не могут обновить транспортный состав. Автобусы, троллейбусы, трамваи постоянно ломаются, сокращается количество вагонов на маршрутах. К тому же мы постоянно слышим о забастовках водителей, которым задерживают зарплату… В таких условиях транспортники просто вынуждены поднимать плату за проезд.
— Ну да. Вот в Киеве стоимость проезда в метро выросла с 2 до 4 гривен, а в автобусе, трамвае и троллейбусе — с полутора до 3 гривен.
— Да. Мы постоянно говорим, что при таком количестве льготников их проезд фактически оплачивают другие люди. Мы с вами. Поэтому и будет проведена оптимизация льгот, после которой число граждан, имеющих право на бесплатный проезд, сократится до трех миллионов человек.
— Как именно сократится? Говорят, что теперь не будут бесплатно возить детей, как раньше.
— Неправда. Дело в том, что детям в возрасте до семи лет полагается бесплатный проезд без предоставления отдельного места. Это не льгота, и в данном случае ничего не изменится. Также пользоваться общественным транспортом бесплатно по-прежнем могут дети-инвалиды.
— У кого еще останется такое право?
— Напомню, что у нас в стране льготы предоставляются, во-первых, по профессиональному, а во-вторых, по социальному признаку.
По профессиональному признаку льготы положены человеку, который работает в определенных государственных структурах. Например, милиционерам, военнослужащим, следователям прокуратуры.
Так вот, людям, которые пользуются транспортом бесплатно по профессиональному признаку, проезд оплачивается за счет бюджета. И его продолжат оплачивать, если такое решение будет принято бюджетной организацией.
— То есть все зависит от той организации, где человек работает?
— Да.
— А транспортные льготы по социальному признаку? Кто ими пользуется?
— Такие льготы предоставляются людям в зависимости от того, принадлежат они к определенной льготной категории или нет.
Например, транспортными льготами пользуются инвалиды войны, участники боевых действий и другие ветераны войны, ветераны труда, дети войны, чернобыльцы, реабилитированные ветераны военной службы, инвалиды, жертвы нацистских преследований, родители погибших военнослужащих, дети из многодетных семей, пенсионеры по возрасту.
— И кто из них сможет бесплатно ездить в транспорте после 1 июня?
— Наименее защищенные категории наших сограждан. Это инвалиды I и II групп, инвалиды войны, инвалиды армии, участники боевых действий, чернобыльцы первой и второй категорий, ветераны военной службы и органов внутренних дел, а также их вдовы, реабилитированные, родители погибших военнослужащих.
— Кстати, в свое время говорили о «монетизации» транспортных льгот: чтобы людям вместо бесплатного проезда предоставляли определенную сумму деньгами, выдавали талоны на проезд или электронные карточки. Эта идея еще обсуждается?
— Дело в том, что большинство льготников идею «монетизации» не поддержало. Им было удобнее просто использовать свое право на бесплатный проезд. Кроме того, нужно признаться, что «монетизация» потребует немалых финансовых ресурсов, которых у нас нет.
— Почему?
— Если говорить о налаживании учета количества поездок, то нужно будет организовать ежемесячную выдачу талонов или электронных карточек. Потом ввести их контроль. Для этого потребуется оборудовать весь подвижной состав приборами считывания, организовать последующую обработку данных и анализ… Внедрение такой системы потребует колоссальных расходов, которые сопоставимы с несколькими годами финансирования программы льгот как таковой. И особого экономического эффекта от такого новшества тоже ждать не приходится.
Мы сможем это обсуждать, если какой-то регион захочет организовать учет и найдет инвестора. Пока же ни денег, ни желающих ввести у нас данную систему нет.
— А если обойтись без талонов, карточек и просто внедрить адресные денежные выплаты вместо льгот на проезд?
— Такой вариант рассматривается. Но опять-таки мы должны понимать, что для выдачи людям адекватной компенсации потребуются огромные финансовые ресурсы, которых у нас в настоящее время нет.
— И еще такой вопрос: что будет с медицинскими льготами? Например, некоторые люди имеют скидку на лекарства в аптеках. Другим предоставляется право на санаторно-курортное лечение и так далее.
— Что касается обеспечения лекарствами, то эти льготы предусмотрены для отдельных категорий граждан законодательством, но финансируются из местных бюджетов. Соответственно, если местный бюджет имеет возможность оплачивать льготы, то они предоставляются, а если нет, то остаются лишь на бумаге.
Чтобы вы понимали, у нас в стране достаточно большой объем льгот. В настоящее время они анализируются на всех уровнях. Идет выявление тех, которые неэффективны.
— Что значит неэффективны?
— Не подкреплены финансовым ресурсом. Как я уже говорил, есть множество льгот, которые никогда не финансировались, поскольку у государства не было на них денег. Эти льготы не работали. Люди ни разу ими не воспользовались. И мы должны просто признать, что они неэффективны. Сейчас идет аналитическая работа по выявлению таких льгот. И пока единого подхода нет. Как только будет выработана стратегия их реформирования, мы с вами об этом поговорим.
Последние новости
Ярославский рассказал такие вещи, которых до него никто еще не озвучивал: "Ни от одного военного..."
22:18В Финляндии показали пойманный танкер Eagle S из "теневого флота" РФ и раскрыли детали операции
21:28Кадыров наградил медалью племянника, выдавшего тайну Кремля в истории со сбитием самолета из Баку
19:32В СНБО ответили, есть ли угроза Херсону, и назвали главный замысел оккупантов на этом направлении
18:45