Боевики "ДНР" захватывают людей в Донецке и готовят трудовые лагеря для "возвращенцев"
В городе приехавших ждут неприятные сюрпризы – например, паранойя соседей или слежка за перепиской в соцсетях Возвращаться или нет? Вернуться в родной дом через месяцы мытарств или пустить корни на приютившей земле? На эти вопросы переселенцы с оккупированных районов Донбасса ответят каждый по-своему. Хорошенько подумав и все взвесив, они примут То Самое Решение, за которое в ответе будут только они и никто другой.
"Знаю иностранные языки, значит, я – шпионка"
Перед тем как вернуться, переселенцы должны четко усвоить несколько фактов: их тут никто не ждет (кроме родных) и к ним будет весьма специфическое отношение, которое может привести к большим проблемам.
"Мы не раз слышали и читали, что в Донецке устроен настоящий 1937-й год. Один портрет Сталина возле театра чего стоит… Но когда приехали и на своей шкуре ощутили этот негатив, то поняли, что надо опять сматываться, – поделилась с Сегодня.ua переселенка Анна Жуковская. – По профессии я переводчик с английского и немецкого. Когда мы приехали, через пару дней соседка встретила меня на лестничной площадке и поинтересовалась, не завербовали ли меня какие-нибудь европейские спецслужбы. Мол, языки знаю – значит, буду шпионить за жителями "республики". И вообще, надо меня проверить в "министерстве госбезопасности". Когда я пришла и рассказала об этом мужу, он сразу же начал собирать наши вещи. Мы уехали на следующий день и я не думаю, что скоро мы вернемся в Донецк, если к "возвращенцам" такое отношение".
Даже те, кто уезжал от войны в Россию, вернувшись, оказался в числе сомнительных личностей.
"Все кого я встретил, просвистели мне уши, что я еще должен доказать свою лояльность, потому что "разные люди приезжают, может, они вредители". Это мне сказал мой двоюродный брат! Он оставался здесь, жил в моей квартире – и такое говорить! Да если бы он знал, как в России относятся к "ДНР" простые люди, он бы сильно задумался. Там иначе как "оккупанты" и "сброд" всех этих "ополченцев" не называют, – рассказал дончанин Евгений Русланов. – Никому и ничего я доказывать не собираюсь. Устроили тут НКВД и "расстрельные тройки"!"
Некоторые дончан, которые хотят возвратиться домой, справедливо опасаются, что могут просто не доехать даже до предместья Донецка. Все дело в пресловутых списках, которые есть на руках у боевиков и по которым они периодически сверяют фамилии прибывающих граждан.
"В руках у боевиков на так называемой "таможне ДНР" в Еленовке мы видели бумажки с перечнем фамилий. Они туда поглядывают, когда проверяют паспорта. Говорят, там очень много фамилий профессуры национального университета, активисты, да просто люди, которые как-то "засветились", например, участвовали в каких-то митингах, журналисты, политики. При нас задержали иностранных журналистов, хотя они показывали какие-то документы, аккредитации. Смешно, что через пару дней я прочитал спич "министра информации ДНР" на тему "Ой, почему же это к нам не хотят ехать иностранные журналисты?" – эмоционально выразил свою точку зрения дончанин Сергей Шевлаков.
Третий сорт людей – в трудовые лагеря
Также, по словам дончан, от земляков особого радушия ждать не стоит.
"К вернувшимся переселенцам в Донецке кое-то пытается относиться как к людям третьего сорта, – говорит дончанка Анастасия. – Дескать, мы герои, пережили обстрелы, а вы трусы, прятались. Морально-этический аспект этого отношения не выдерживает никакой критики – осуждать людей, спасавших своих детей и свои жизни, может только низкокачественный плохо воспитанный человек. Устраивать переселенцам "фильтрацию", требовать от них доказательств лояльности… Позвольте, но ведь это те самые страшилки, которыми боевики запугивают дончан, только, по их мнению, фильтровать жителей Донецка будет киевская власть!"
Подогревают эту тему и телеканалы подконтрольные боевикам, на которых круглосуточно идет активная пропаганда против вернувшихся домой жителей захваченных городов.
"Это, возможно, и дико звучит, но предлагают чуть ли не создавать "трудовые лагеря", – рассказал дончанин Алексей Мирошниченко. – Основная мысль, что дончане, которые бежали от войны, предали свой город, и должны искупить это предательство. Мол, приехали на все готовенькое в "богатую и процветающую республику". В одной из передач вполне серьезно обсуждали мысль, что вернувшиеся жители должны доказать свой патриотизм в стройотрядах, на восстановлении разрушенных районов. Я бы никогда не поверил, что кому-то даже такая идея в голову пришла, если бы сам не увидел это на одном из телеканалов. Причем эта идея воодушевленно была подхвачена ведущей, мол, все верно говорит ее гость".
Достойные преемники
Еще немного – и на границе с оккупированными территориями впору ставить огромный указатель с правилами пребывания в неподконтрольных районах для возвращающихся.
Например, там может быть пункт "Не фотографируйте на улицах" или "Не вступайте в дискуссии в очередях", "Не забывайте вычищать жесткий диск своего компьютера" и "Не вздумайте сказать что-то хорошее об Украине". За украинскую символику можно оказаться в "МГБ" – министерстве госбезопасности "ДНР", достойном преемнике советского КГБ и его "лучших традиций".
Если возвращающийся – бизнесмен, то очень скоро его бизнес заинтересует не только налоговые органы. При наличии дорогого авто можно быть уверенным – оно очень скоро сменит хозяина. Если на пустовавшую во время отъезда квартиру положили глаз родственники или соседи – будьте уверены, в т.н. "ДНР" есть способы избавиться от старого хозяина тихо и быстро.
"Здесь страшно, даже когда не слышно звуков боя. Ощущение, что над городом висит невидимая туча негатива. Боевики говорят только о войне, по телевизору крутят только войну, чуть-чуть фильмы и новости, склепанные на коленке и высосанные из пальца. Очень много времени посвящено Украине – как там все плохо. Ребята, да вы посмотрите, во что вы превратили город, здесь что ли лучше?! – говорит Инга Чуйко, бывшая дончанка, которая пока вряд ли вернется насовсем в родной город из Запорожья. – Везде – старики, молодежи раз-два и обчелся. Предприятия закрыты или порезаны на металл. Кино, радио, книги, магазины – где все? И эти люди собираются фильтровать приезжающих…"
Захватили историка и волонтера
Достойные наследники кровавых "кгбистов" уже проявили себя на минувших выходных, в лучших традициях забрав в застенки двух человек – историка-религиоведа Игоря Козловского и волонтера группы "Ответственные граждане" Марину Черенкову. Вот уже четверо суток никто не знает, где эти люди и что с ними. В субботу Черенкова вышла на связь с родными и сообщила, что она в т.н. "МГБ". За что были захвачены молодая женщина и пожилой историк, до сих пор неизвестно – боевики не сообщают ни грамма информации.
"По нашей информации, обвинения строятся на факте сотрудничества с международными организациями. Увы, в наших краях шпиономания пустила глубокие корни и подобные обвинения стали удобным способом при работе с неугодными. Что может быть опасного в гуманитарной помощи из международных источников?", – сообщили волонтеры "Ответственных граждан". Племянник Игоря Козловского Денис рассказал, что связь с ученым пропала 27 января, и в этот же день в квартире был проведен обыск с изъятием.
"На данный момент в Донецке находится жена Игоря Анатольевича, которая пытается получить какую-то официальную информацию от силовых структур ДНР. Все чего удалось добиться – в "МГБ" приняли ее заявление о пропаже мужа. О его точном местонахождении, органах, которые осуществляли арест, причине задержания, предположительных обвинениях доподлинно ничего не известно", – сообщил Денис Козловский.
Также известно о том, что боевики взломали квартиру проукраинской активистки в центре Донецка, однако она успела выехать на подконтрольные территории буквально за несколько часов до визита непрошенных гостей.
Более тысячи человек пропало без вести
Увы, не все дончане, к которым проявило интерес т.н. "МГБ ДНР" смогли так же беспрепятственно уехать. Как сообщили в представительстве Международного комитета Красного креста, число пропавших в результате конфликта на Донбассе превышает тысячу человек.
"Никто не имеет данных о количестве пропавших без вести в связи с конфликтом. Их много, и могу сказать, что их больше чем одна тысяча человек", — подчеркнул глава миссии МККК в Киеве Алан Эшлиман.
По его словам, в прошлом году МККК разработал более 400 запросов от семей, которые нуждаются в помощи в поиске родных, пропавших в связи с конфликтом, и 250 дел были решены.
"Проблема в том, что родственники пропавших подают заявления о пропаже человека на неподконтрольных территориях, по месту жительства. Можно быть уверенным – никто никого там искать не будет.
Сейчас случайно находят тела людей, которые пропали полгода назад и позже. Родственники их искали, писали во все инстанции "ДНР" – безрезультатно.
"Боевикам не до этого, – поделился с Сегодня.ua военный эксперт Георгий Салманишвили. – Забрать человека с улицы, вменить ему в вину "неправильную переписку в соцсетях", как с Козловским, обвинить греко-католиков в том, что они сектанты – все это похоже на жестокие игры с запугиванием. Не выходит у "ДНР" построить государство – так нате вам шпионов, обсуждайте на кухнях их, а не цены непомерные, бандитов, разгуливающих по улицам и не вздумайте заикнуться о возвращении в Украину".
По словам экспертов, узнать, сколько человек находится в руках "силовиков ДНР", к сожалению, не возможно.
"Кто-то готов кричать о похищении родственника или друга, а кто-то молча уезжает, стараясь забыть все как страшный сон", – говорит Салманишвили.
Ранее сообщалось, что главарь боевиков "ЛНР" прибыл в Киев на "лексусе": сепаратиста "поймали" в ресторане.
Последние новости
Жданов озвучил то, о чем многие боятся говорить: "Все больше и больше выходит из-под контроля"
"Ни разу не пошевелил руками", — BILD заметил странность в выступлении Путина по поводу "Орешника"