Балтике угрожает военный кризис — Berlingske, Дания

Серьезные войны порой возникают неожиданно. Однако все закрывают глаза на тревожные сигналы, которые им предшествуют. Предвестники будущего военного противостояния на Балтике возникли весной, когда российская пропаганда усилилась, а подготовка прямого контроля населения стала активнее. Среди важных знаков были рискованные полеты в опасной близости от американского эсминца "Дональд Кук" 11 и 12 апреля, а также разведывательный полет RC-135 14 апреля. Физические действия получили дипломатическое подтверждение от представителя России в НАТО Александра Грушко. 29 апреля снова был проведен разведывательный полет над Балтийским морем. Грушко предостерег, что Россия "примет необходимые меры предосторожности для компенсации попытки применить силу".

 В 1914 году началась война, которая стала мировой войной, разрушившей империи и культуры. Как и сейчас, политики считали, что такая война в эпоху глобализации немыслима и противоречит всяким логическим доводам. Война разгорелась, так как Австро-Венгрия пыталась добиться существенных политических преимуществ путем еще одной краткой войны на Балканах после двух предыдущих в 1912 и 1913 годах. Россия поддержала Сербию, Германия чувствовала себя обязанной встать на сторону своих союзников, Франция поддержала Россию. Путь к Апокалипсису был открыт.

В 1962 году режим на Кубе тоже жаждал войны, но его эффективно контролировал Никита Хрущев, так что обошлось без вооруженного конфликта. Прочие лидеры, помимо Кастро, опасались резкой эскалации, в отличие от сегодняшнего положения дел. Однако Советский Союз чувствовал себя униженным, так что следующее руководство СССР во главе с Леонидом Брежневым запустило масштабную программу наращивания вооружений. Советская мощь и влияние достигли высшей точки в середине 70-х, но гонка вооружений подорвала экономику и общественную мораль страны и уничтожила ее будущее.

В 70-е начал работу молодой офицер КГБ Владимир Путин. Он был глубоко разочарован последующим крахом. Растущее советское понимание собственной слабости и уязвимости привело больного лидера СССР Юрия Андропова к параноидальной боязни ядерной атаки со стороны США, так что Советский Союз якобы готовился нанести удар первым. Если это действительно было так, то Запад впервые признал существование такой крайне опасной ситуации лишь спустя годы после кризиса. Другими словами, кризис не понимали и не могли предсказать.

Не исключено, что через несколько недель может разразиться серьезный конфликт в Балтийском море. Ни я, ни кто-либо другой не способны предсказывать будущее, но, когда я был офицером генштаба, после 1979 года моей прямой обязанностью было анализировать военную ситуацию и уровень политической безопасности и делать выводы об имеющихся возможностях и рисках. С 1994 года я работал с Балтийским регионом, который сейчас оказался в центре вероятного кризиса. С 2014 года я отслеживаю обстановку в качестве члена международного центра стратегического анализа, объединяющего экспертов по России под руководством американского аналитического центра RAND.

Я пишу этот текст в надежде, что мы остановим эту равнодушно-оптимистичную гонку слепоглухих на оживленном хайвее.

Путину и его окружению все мировое развитие после 1990 года представляется катастрофой вследствие западного сговора, который поддержали такие предатели родины, как Михаил Горбачев и Борис Ельцин с их либеральными приспешниками. С конца 2011 года усиливающийся контроль СМИ и населения внутри России сочетается с мерами, рассчитанными на наивность западного общества, материализм и на то, что Россия считает либерально-декадентским упадком. Усугубляя имеющиеся на Западе противоречия, Россия силится вернуть себе статус ведущей мировой державы. Способность Запада вовремя реагировать на вызовы падает, по мере того как Россия находит все более оппортунистское и неограниченное применение лучшим силам собственной армии, а также наращивает поток дезинформации о целях и реальном положении дел. Российская стратегия пересмотра итогов холодной войны строится на внезапности и отсутствии рамок. Аналогичным образом действовал Гитлер, когда после 1936 года пошел в атаку на мир Версальского договора. Но в 1939 году возникли препятствия.

Путин прекрасно знает слабости Европы. К сожалению, ситуация в обороне Дании типична почти для всех западноевропейских стран. В последние два десятилетия вооруженные силы подвергались постоянной бюрократизации, реорганизации и «цивилизации», поскольку страны не верили в собственный военный профессионализм и считали, что в будущем армии будут актуальны лишь как символический вклад в общую оборонную систему. Оборона была как налог, от которого никто не чувствовал никакого эффекта. За двумя исключениями, гражданские академики, к которым обращаются за экспертным комментарием, самоуверенно высказываются по военным вопросам, хотя и не способны провести систематический, практический и профессиональный военный анализ. Эти «эксперты», подобные топ-менеджерам в униформе, уверены, что могут в одиночку понять и сопоставить боеспособность путем некритического подсчета вооружений без существенных денежных затрат и не заботясь о том, чтобы выяснить, чем заняты вооруженные силы.

Предвестники будущего военного противостояния на Балтике возникли весной, когда российская пропаганда усилилась, а подготовка прямого контроля населения стала активнее. Среди важных знаков были рискованные полеты в опасной близости от американского эсминца «Дональд Кук» 11 и 12 апреля, а также разведывательный полет RC-135 14 апреля. Физические действия получили дипломатическое подтверждение от представителя России в НАТО Александра Грушко. 29 апреля снова был проведен разведывательный полет над Балтийским морем. Грушко предостерег, что Россия «примет необходимые меры предосторожности для компенсации попытки применить силу».

Российский Су-24 над американским эсминцем «Дональд Кук»

Теперь Кремль считает западное военное присутствие в международных водах Балтийского моря вблизи Калининграда недопустимой угрозой. Во времена холодной войны такие мероприятия проводились регулярно и не вызывали рискованных реакций со стороны Советов.

В апреле Путин начал создавать Российскую Национальную гвардию — огромную военизированную жандармерию, в составе которой объединяются лучшие российские силы безопасности. Гвардия подчиняется непосредственно президенту. Кроме того, в преддверии парламентских выборов 18 сентября усилилось давление на оппозицию. Экономика России пребывает в состоянии свободного падения, усугубляются социальные проблемы в русской глубинке, а в феврале 2017 года настанет 100-летний юбилей попытки создать новую Россию, свергнув царя-автократа.

Усилилась и кампания России против Прибалтики. Русские СМИ постоянно описывают прибалтов как «фашистов», нападающих на местное русское население. Сталина представляют во все более позитивном свете, и фальсификация истории легализует вероятный военный удар по балтийским странам. 5 марта телеканал «Россия 24» передал сфальсифицированную новость о том, что эстонцы вмешались, чтобы остановить огромный Парад Победы, также вымышленный. Парад якобы хотели провести русские жители города Силламяэ на севере Эстонии.

Трудно представить, как можно избежать резкой реакции России на военно-морские и авиаучения «Балтопс-2016» под руководством США, которые пройдут в Балтийском море с 3 по 18 июня с участием примерно 35 кораблей и 70 самолетов. Цель учений — отработать военно-морское взаимодействие, а также продемонстрировать, что страны НАТО готовы защищать Балтику от российского военного давления. Путин не сможет позволить себе игнорировать учения, что было бы признаком слабости. Я надеюсь, что мы тщательно обдумаем наш ответ, в случае если реакция России будет еще более жесткой, чем в апреле, и появятся человеческие жертвы.

Следует обратить внимание на то, что российские силы теперь смогут без предупреждения нанести удар по стратегическим регионам Балтики из Калининграда и Пскова. Ни одно из трех прибалтийских государств к этому не готово. Ведь мы живем в мирное время, даже если русские начнут утверждать, что воюют.

Саммит НАТО в Варшаве 8-9 июля предотвратит возможность удобного для России случая. В Прибалтику прибудут силы американцев и прочих союзников. Германия продолжает медленное восстановление своих войск, развивается прямое военное сотрудничество США с Финляндией и Швецией.

Как ожидается, России придется продолжить политику «мачизма», когда в июне на Балтике произойдет «эскалация» в результате действий США. Но Путину надо будет что-то делать с экономическими страданиями народа и с усилением правой националистской оппозиции. Нам очень повезет, если реакция, удивляющая своей непредсказуемостью, на этот раз затронет Украину, Грузию, Черное море или Молдавию. Пассивная сдержанность невозможна, когда враг разобщен и запутан, как сейчас. Не стоит думать, что у Запада достаточно времени, потому что у Путина его нет.

Михаэль Хессельхольт Клеммесен (Michael Hesselholt Clemmesen)

Berlingske, Дания

Последние новости