"Мир станет учить украинский, если Украина будет продуцировать смыслы, значимые для глобальной цивилизации", - Арестович
"Основной страх заукраинского дискурса в том, что русскоязычный дискурс работает поглощающе. Т.е. если русский тут разрешить официально, то україномовним гарантирована резервация при тотальной победе Русских смыслов. Этот страх иррационален, но отображает вполне рациональную действительность: русский дискурс пока имеет цивилизационное преимущество над Украинским. За счёт широты. Как все имперские дискурсы".
"Отсюда - такое количество украиноязычной ваты. Которая думает, что "плекає національне", а на деле реализует худшие российские архетипы, только на мове: начиная с нетерпимости и желания задавить, заканчивая недоимперским "від Сяну до Дону".
Поэтому, у русских всегда есть основания говорить о вторичности украинского дискурса.
Для того, чтобы Украинский сменил рамку на более высокую, нужно, чтобы откуда-то завёлся дискурс, цивилизационно сопоставимый по широте с российским имперским или шире.
Поелику, "смысл - есть понимание данной вещи в более широком контексте", борьба за широту контекста - определяюща".
Арестович предлагает свои варианты, как Украине избавиться от русского языка.
"Однако, в любом случае, проблема не в языке (язык - инструмент), а в том будущем, которое мы хотим строить.
Именно отсутствие внятной картинки будущего (даже не консенсусной, согласие можно навязать) - и есть главная беда Украины.
Это отсутствие не позволяет сделать политику определенной.
Не только культурную, экономическую, военную, любую.
Объявленный элитами "поход в ЕС и НАТО" не даёт реального ресурса на перемены (в первую очередь, морально-психологического), а значит - не воспринимается общественным сознанием, как реальный.
Россияне, при всех их смешных потугах, во-первых, имеют исторически широкий контекст смыслов (космос, ВМВ, Сирия, в конце концов), во-вторых, довольно широко развёрнутый футуристический дискурс (Переслегин, группа "2045") и пр.
Можно этот дискурс критиковать сколь угодно - но он есть.
Планета находится в фазе перехода от индустриального общества к информационному, когнитивному.
Мы катимся в эпоху, где главным языком станет мета-ланг - язык человеко-машинного интерфейса. Если Ненька станет продуцировать смыслы, значимые для глобальной цивилизации, то мир станет учить украинский. Внимание стягивается туда, где идёт более качественное смыслообразование. Это и есть - главная фишка Когнитивного века.
И тогда - никакой русский, английский, суахили нам уже не будет страшен".