Россию ждет объединенный трибунал по совокупности военных преступлений, - Боровой
Политик Константин Боровой прокомментировал в беседе с Newsader ситуацию вокруг демарша Москвы, совершаемого на фоне обвинений в совершении военных преступлений.
NA: Константин Натанович, как Вы отнеслись к выходу РФ из соглашения с США по мирному атому?
К.Б.: На исследования в ядерной сфере в США выделяют огромные средства — как от частных, так и государственных лиц, среди которых — Пентагон. Соотношение долей в софинансировании по российско-американскому соглашению — сто к одному в пользу Америки. Россия сама себе отморозила уши назло врагу. Это очередной удар по научным исследованиям в РФ. Значит, через некоторое время еще несколько крупных ученых уедут из страны в Соединенные Штаты и Европу, поскольку на родине у них нет и не будет необходимого оборудования. Кремль потихоньку превращает Российскую Федерацию в пустыню, где бедные и одинокие граждане бродят в поисках куска хлеба. Перспектив — никаких.
NA: Каков механизм преодоления проблемы?
К.Б.: Механизм решения — отказаться от политики неуважения к границам и международным соглашениям. Вернут Крым, выведут войска из Украины, перестанут участвовать в военных авантюрах по всему миру — и ситуация начнет меняться. Однако Путин обречен не прибегнуть к таким вот спасительным и совершенно простым инструментам, ведь его мнимое могущество зиждется исключительно на агрессивной политике. Он боится — как сегодняшнего состояния дел, так и динамики: вчера Керри обвинил Россию в военном преступлении. Еще недавно такое невозможно было себе это представить.
Катастрофы не будет. Катастрофа уже есть. Проявления ее пока не очевидны: умирающих на улице людей, как было в ленинградскую блокаду, пока нет. Может быть, и не будет, потому что в какой-то момент с Запада поступит гуманитарная помощь. Хотя я ни секунды не сомневаюсь, что в рамках контр-санкций Путин запретит и "гуманитарку".
NA: Тем не менее, складывается впечатление, что Путин и российский народ не слишком обеспокоены экономической ситуацией.
А.К.: Вы ошибаетесь. Недавно я проходил по разным общественным местам. Это фантастика: цены в переводе на доллары — в два-три раза выше по сравнению со стоимостью аналогичных американских товаров. Народ не выглядит счастливым. Магазины пустые. В одном из них — "М-видео" — стоит пять продавцов, а из покупателей — только я и еще один человек. Никто ничего не покупает. Я спросил наличие совершенно обычного товара — кухонного комбайна, который всегда присутствовал на полках. Мне отвечали: его нет. Я спросил: почему? Продавец по-простому ответил: никто не покупает товар, поэтому магазин перестал покупать его у поставщиков. Похожая ситуация в 24-часовом "супермаркете". Все как в советские времена: двое пьяных, которые покупают сырки — только не "дружба", а "карат". Водку уже купили.
NA: Год назад Обама сказал, что Россия увязнет в сирийской "трясине". Как Вы оцениваете его прогноз?
К.Б.: Вы забыли о том, как это происходило. Все началось с "гордой" миротворческой операции: Россия вернулась на площадку глобальных игр и воевала с террористами на дальних подступах — так это преподносилось пропагандистами. Каков результат? Прекращено соглашение с США по Сирии, совершены военные преступления, имиджу страны нанесен колоссальный ущерб, репутация ужасная, военные цели не достигаются из-за принципиальной невозможности их достигнуть, в Сирию поставлено самое современное оружие из всего имеющегося у Москвы. Не удивлюсь, если однажды мы увидим там ядерное оружие, которым Кремль шантажирует мир с 2014 года, когда Рогозин заговорил о том, что оно может появиться в Крыму и Калининградской области. Помните историю о "грязной бомбе", которая прекратит жизнь в Калифорнии на несколько столетий? Ноги сегодняшнего сирийского безумия растут оттуда.
NA: Западная пресса сообщает о том, что Обама пока даже не рассматривает возможность введения санкций в ответ на то, что Керри, как Вы напомнили, назвал военным преступлением в Сирии. Почему Обама до сих пор не выступил по этому поводу?
К.Б.: Президент не должен выступать. Это не его функция. Для этого есть правозащитники и дипломаты. У него в Америке внутренние проблемы, связанные с выборами. Не надо требовать от него больше, чем необходимо. Пожалуй, можно было бы обвинить американцев в некотором цинизме, связанном с тем, что они позволяют России совершать эти преступлений, хотя могли бы ценой жизни американских солдат предотвратить их. В стоимость будут не только входить военные расходы, но и потеря имиджа: подобные операции за границей всегда сопровождаются акциями протеста как внутри демократических Соединенных Штатов, так и за их пределами. Спрашивается: зачем это надо? Москва совершает преступления — прекрасно! Все это видят. Здесь и говорить ничего не нужно. Это фиксируется и на будущих уголовных судах будет воспроизведено. Россию ждет объединенный трибунал по совокупности военных преступлений за последние 10 лет — Грузии, Украине и Сирии.
Посудите сами: MH17 — гарантированный международный суд. Донбасс — то же самое. Сирия — тем более: об этом недавно заявили представители стран G7. Одних бункерных бомб, сбрасываемых на больницы, хватит для доказательственной базы. Уже нет никаких сомнений, что часть уничтоженных гражданских самолетов — это операция российских спецслужб. Я говорю об уничтожении самолетов над Синаем и борта Качиньского.
NA: Устраивает ли Вас нынешняя реакция Запада по ситуациям в Сирии и Украине?
К.Б.: Каковы альтернативы? Война? Нужно иметь в виду, что тот же Белый дом — это бюрократический механизм, а не Путин, который утром встал и из-за старческих явлений вдруг решил выйти из ядерных соглашений, которые, между прочим, являлись гуманитарной помощью в адрес Москвы.
Беседовал Александр Кушнарь, Newsader