Касьянова об эвакуации детей из интернатов Донбасса в 2014 году: "Вывезли, конечно, не всех"
В начале войны на Востоке Украины политики, общественные деятели, государственные и негосударственные организации пытались эвакуировать детей интернатов и домов ребенка. Эксперт по правам ребенка Дарья Касьянова рассказала, куда вывозили малышей и как сложились их судьбы.
В эксклюзивном интервью Диалог.UA национальный директор по развитию программ "СОС Дитячі містечка Україна" и глава правления "Української мережі за права дитини" Дарья Касьянова рассказала о том, как в 2014 году ей пришлось принимать участие в эвакуации детей из интернатов Донбасса на территории без боевых действий.
- Вы помогали вывозить детей из интернатов в 2014 году. Всех удалось вывезти?
- Нет, конечно же, не всех. Большую часть Донецкой области мы вывезли. В Луганской области было сложнее, но там вывозили то депутаты, какие-то поезда организовывали. Дело в том, что тогда Фонд Ахметова оплачивал пребывание где-то 3-4 месяца, может, и больше детей, в том числе из Луганской области на территории санаториев Одесской области.
В Донецкой области мы вывезли всех детей из домов ребенка, которых не успели вывезти. Потому что, допустим, Краматорский дом ребенка, наверное, вы помните всю эту эпопею, когда вывозили в Харьков, там не пускали. Мы вывозили их донецких, макеевских домов ребенка и так далее. Из интернатных учреждений, из приютов Донецкой области, Дружковка, Торез, детей с инвалидностью, всех детей, которых не забрали родители или родственники и т. д.
- Где сейчас эти дети?
- Они были вывезены в Мариуполь. Они были вывезены в Запорожье, в Харьковскую область, в Святогорск были вывезены. Часть детей уже выросли, закончили интернаты и т. д. Есть дети, которые вернулись на ту территорию, у них там есть бабушки или дедушки, или кто-то. Есть дети, которые еще несовершеннолетние и продолжают быть в интернатах, есть дети, которые уже усыновлены.
По словам эксперта, не все многодетные семьи из неподконтрольной части Донбасса также смогли обустроить свой быт заново в других областях и были вынуждены вернуться в родной дом. Другим удалось справиться с трудностями и получить помощь громады и государства. Также непросто складывается ситуация с оказанием помощи детям-переселенцам, получившим моральные и физические травмы.
В 2014 году некоторых мирных жителей Луганской области приходилось эвакуировать по заминированным дорогам и платить водителям "все деньги мира", лишь бы помочь людям. По словам Касьяновой, тогда не все решались оказывать услуги перевозчиков, опасаясь последствий.