Касьянова о воспитании детей в интернатах: "Это как война..."
Дети-сироты в Украине нуждаются в поддержке государства и общества: им необходима помощь в получении образования, в приобретении навыков жизни в семье, социализации и т. п. Эксперт по правам детей Дарья Касьянова разъяснила потребности ребят, которые воспитываются вне семьи.
В эксклюзивном интервью Диалог.UA национальный директор по развитию программ "СОС Дитячі містечка Україна" и глава правления "Української мережі за права дитини" Дарья Касьянова пояснила, что главная, но пока недостижимая потребность украинских интернатов – отсутствие детей.
- Долгие годы Вы занимаетесь вопросами многодетных семей, интернатами и домами ребенка. Какие основные потребности современных интернатов?
- Я считаю, что основная потребность интерната... мне хочется сказать, чтобы там не было детей. Но я понимаю, что проблем, к сожалению, еще много в украинских семьях, особенно при отсутствии помощи и постоянном ухудшении ситуации, в том числе экономической, поэтому рассчитывать на то, что им вдруг там всем станет хорошо одновременно и прекрасно, я думаю, сложно.
Потребности… Я могу предположить, что закупить новые стиральные машины, новые кровати. Я привыкла рассуждать потребностями детей, в том числе тех, которые находятся в интернатах. А им нужна и психологическая помощь, но в условиях, в которых они находятся, оказывать эту помощь сложно. Потому что это, как война: пока мы не переместим человека на мирную территорию, оказывать ему психологическую помощь бесполезно. То же самое касается интернатных учреждений.
Этим детям тоже нужна помощь в образовании, потому что льгот, какие когда-то были для детей-сирот и лишенных родительской опеки, уже нет. И эти дети проигрывают конкурентную борьбу, поступая, потом трудоустраиваясь. Им здесь нужна помощь.
Им нужна программа по приобретению жизненных навыков, социальных навыков, т. е. научиться распоряжаться деньгами, научиться готовить есть, ухаживать за собой. Этого всего интернатное учреждение ребенку не дает.
Опять же достаточно сложно сделать это в большом учреждении, задача которого контролировать, а не развивать. Это должна быть семья. Нормальная, хорошая, безопасная, которая самим своим существованием работает на эти задачи: развивать, поддерживать и т. д.
- Есть позитивные изменения в сфере детей-сирот в государстве?
- Принимают законы, несколько лет была субвенция для приобретения жилья для выпускников интернатных учреждения, для молодых людей, которые вышли из интерната и имели статус сироты или лишенных родительской опеки. Но, к сожалению, здесь тоже не было без коррупционных скандалов: покупают какое-то жилье и т. д. Но все равно эта программа была и это хорошо.
Есть разные возможности для детей, я имею в виду те, которые дают международные организации, проекты по обучению и т. д. Но это как склеивать горшок разбитый лейкопластырем. Сложно говорить. Что-то делается, но нет системных действий. Но в условиях войны, а теперь еще в условиях коронавируса, экономического кризиса, конечно, вывозов много, нерешенных проблем, которые годами накапливались, а теперь непонятно, что с ними будет.
- Сколько детей в интернатах Украины?
- Есть дети, лишенные родительской опеки, которые живут в интернатах, их около 8 тысяч, всего лишь; всего в интернатах живет 99 тысяч, т. е. остальные дети имеют родителей, но как минимум на бумагах. Около 70 тысяч детей-сирот, лишенных родителей опеки, дети, которые живут в семейных формах воспитания: под родственной опекой, приемные семьи, детские дома семейного типа, т. е. большая часть детей-сирот, лишенных родителей опеки, у нас находятся в семейных формах воспитания. Дети в интернатах – это не равно сироты, лишенные родителей опеки.
- Есть тенденция увеличения числа усыновлений в последние годы?
- Нет, такой тенденции нет. Последние пять лет тенденция такая: по сравнению с довоенным периодом детей стали усыновлять и брать в семьи меньше. Понимаете, здесь я никогда не говорю было больше - меньше. Вопрос всегда – это качество семьи. Понятно, что если экономическая ситуация в стране, социальная ситуация не очень хорошая, то, конечно, люди понимают всю ответственность такого решения и здесь очень много рисков. А что будет завтра? Если я в своей семьей не могу решить эту ситуацию, а я еще принимаю ребенка, вдруг я не смогу его обеспечить и т. д.
Прорыва не было за последние пять лет количества усыновленных детей, но все равно процесс идет. Детей берут в семьи приемные, усыновляют.
Как сообщалось ранее, некоторые дети из интернатов, которые в 2014 году эвакуировали из зоны боевых действий на Донбассе, возвращаются на неподконтрольную Украине территорию к родным. Другие уже обустроились здесь, некоторых усыновили.
Дарья Касьянова отмечает, что многодетные семьи, которым не удалось обосноваться на подконтрольной Украине территории, также переезжают в свои дома в оккупированных городах.