16 ноября 2023, 20:16

История появления термина "черная пятница" и его трансформация

История появления выражения "черная пятница": что оно означало два века назад и почему используется для обозначения дня массовых распродаж.

Начиная с конца октября - начала ноября экраны телевизоров, мониторы компьютеров и дисплеи различных наших гаджетов начинают пестрить заголовками "Черная пятница", анонсируя приближающийся бум распродаж по грандиозным скидкам. Некоторые люди целый год готовятся к этому событию, откладывая часть своей зарплаты, чтобы в конце ноября выйти на охоту за дисконтами и приобрести технику, одежду или любой другой товар, о котором давно мечтали, по выгодной цене. 

В "Черную пятницу" скидки могут достигать по-настоящему ошеломительных размеров. Некоторые традиционные торговые точки или маркетплейсы по всему миру, в том числе в Украине, выставляют продукцию, цена которой снижена на 50, 70, а то и 90 процентов. Неудивительно, что в период таких громких распродаж как Черная Пятница 2023 покупатели максимально опустошают полки торговых точек. 

История появления термина "черная пятница" и его трансформация 

При этом, находясь под впечатлением от увиденных ценников и стремясь не упустить долгожданный момент, наверняка мало кто задумывается над происхождением термина "черная пятница", история которого берет свое начало еще со второй половины XIX столетия, правда, на тот момент это выражение не имело ничего общего с шопингом, но тоже было ассоциировано с падением. Вот только упала не цена на товары, а стоимость золота. Случилось это 24 сентября 1869 года в США, что впоследствии привело к тяжелейшим последствиям для американской экономики. 

А вот уже спустя 100 лет, примерно в 60-х годах XX столетия, термин "черная пятница" начал ассоциироваться непосредственно с покупками. Его стали использовать полицейские в Филадельфии, чтобы описать огромные автомобильные пробки и очереди в магазины, которые возникали в пятницу после Дня благодарения и были связаны с желанием людей закупиться подарками к Рождеству. Именно с Дня благодарения в Америке начинается праздничный сезон, включающий в себя Рождество и Новый год. 

Начиная с XXI столетия магазины решили проводить в последнюю пятницу ноября массовые распродажи с целью заработать, и термин "черная пятница" пригодился как нельзя кстати. Казалось бы, слово "черный" несет в себе негативный оттенок, но только не в американской бухгалтерии, в которой убытки принято обозначать красным цветом, а прибыль - черным. 

На сегодняшний день традиция массовых распродаж на следующие сутки после Дня благодарения не просто сохранилась, а приобрела впечатляющий размах. Интернет-магазины или обычные офлайн точки не стоят на месте, пытаясь найти новый интересный подход к покупателям и добавить еще больше ярких красок в этот "черный" день. 

Некоторые интересные факты о "Черной пятнице", которые могли пройти мимо вас

- Выходной день. В некоторых американских штатах, например Айове, Флориде, Техасе и Южной Каролине, "Черная пятница" официально является выходным днем. Это сделано для того, чтобы не столкнуться с нарушением ритма рабочего процесса в день, когда мысли о работе у большинства явно не на первом месте. 

- Палаточные городки возле магазинов. Для некоторых работа уходит на второй план еще задолго до дня скидок: они специально планируют свой отпуск или берут отгулы, чтобы заблаговременно занять очередь возле торговых точек. 

- Киберпонедельник. После "Черной пятницы" и выходных в первый день новой недели покупателей ждет еще один сюрприз: многие IT-компании и интернет-магазины предлагают дополнительные скидки.

- Спортивный интерес и азарт. Некоторые признаются, что погоня за скидками в "Черную пятницу" для них это своего рода соревнование и возможность получить дополнительные острые ощущения. 

- Самыми продаваемыми товарами в "Черную пятницу", как правило, является бытовая техника, гаджеты, одежда и ювелирные изделия. 

- Женщины продолжают удерживать лидерство среди покупателей в "Черную пятницу". 

Последние новости