Конец монополии Роскосмоса: что ждет Россию после полета SpaceX к МКС - мнение
В то время как в Российском космическом агентстве переживают далеко не самые лучшие времена, американцы не теряют времени понапрасну и завершают подготовку к полету корабля компании SpaceX на МКС. Тем временем у главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, похоже, всерьез появился повод задуматься над безвыходным положением своей корпорации.
Через 34 дня, в конце мая этого года, американский корабль Crew Dragon, разработанный компанией SpaceX, осуществит свой полет на Международную космическую станцию. Это означает, что монополии российской государственной корпорации "Роскосмос" на полеты к МКС приходит конец сообщают российские эксперты
Космическая отрасль России переживает далеко не самые лучшие времена. и всему виной не только пандемия коронавируса, санкции в отношении РФ из-за агрессивных действий в Украине и Сирии, мировой экономический кризис и его последствия, падение мировых цен на нефть и так далее.
"Причина в том, что компания "Роскосмос" терпит убытки из-за потери своих американских клиентов. В 2019 году силами Роскосмоса на МКС были доставлены 70 астронавтов NASA: тогда РФ заработала на этом 3,9 миллиарда долларов США.
До конца монополии России на отправку людей в космос осталось 34 дня: уже 27 мая должен быть совершён первый полёт к МКС корабля Crew Dragon от SpaceX с американским экипажем.
И это не столько вопрос престижа, сколько финансового благополучия Роскосмоса, ведь в нынешних условиях нет никаких гарантий того, что бюджет России сможет осилить прежние щедрые вливания. Да и от сомнительной затеи со строительством офисного центра на месте Центра им. Хруничева за ₽25 млрд Рогозин не отказывается.
К концу 2019 года Роскосмос обеспечил доставку к МКС 70 астронавтов NASA, заработав на этом $3,9 млрд. В среднем каждая доставка астронавта обошлась США в $55 млн. Но цены не заморожены и постоянно растут: в 2015 году Роскосмос оценивал свои услуги в $82 млн, а в прошлом году поднял до $86 млн.
То есть ежегодные потери Роскосмоса из-за потери американских клиентов оцениваются минимум в $258 млн. Фактически они будут в 2 раза больше: Европейское космическое агентство, также пользующееся от безысходности услугами Роскосмоса, изъявило желание использовать корабли Илона Маска для доставки своих космонавтов на орбиту.
Других источников дохода у Роскосмоса практически не осталось. У Рогозина был единственный крупный коммерческий заказчик – компания OneWeb, которая заключила в 2015 году контракт на пуск 21 ракеты-носителя со спутниками, предоставляющими доступ в Интернет на земле.
Но в конце марта OneWeb подала на банкротство. К настоящему моменту было совершено только 2 запуска. Следующая проблема поджидает с отказом США от российских ракетных двигателей. В следующем году должна начаться коммерческая эксплуатация ракеты New Glenn от Blue Origin Джефа Безоса с двигателями собственной разработки. С её появлением двигатели от НПО «Энергомаш» станут неактуальными. А ведь в 2017 году экспорт в США обеспечил порядка 30% выручки «Энергомаша».
Таким образом, у главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, похоже, всерьез появился повод задуматься над безвыходным положением своей корпорации.
Ранее: У Илона Маск ответили на обвинения Рогозина: "Ваши аргументы выглядят лицемерно"
Глава американской космической компании SpaceX Илон Маск отреагировал на обвинения Дмитрия Рогозина, главы “Роскосмоса”, о том, что американские компании специально демпингуют, снижая цены на рынке запусков ракет.
Обращаясь к Владимиру Путину, Рогозин не смог не затронуть тему "несправедливых" цен со стороны американцев на пуски ракет. Он напомнил президенту РФ, что NASA за запуск платит в четыре раза больше, чем компания SpaceX Илона Маска, у которого та же услуга стоит около 60 миллионов долларов. Такой порядок цен “Роскосмос” считает несправедливым.
В свою очередь, Эрик Бергер, старший редактор портала Ars Technica говорит, что такие аргументы выглядят лицемерно, объясняя это тем, что ни европейцы, ни русские не жалуются, когда американская космическая корпорация получает большие “субсидии”.
“Но
когда появляется SpaceX с коммерческой ракетой сильно дешевле, чем у
конкурентов, это вдруг становится нечестным”, - добавляет он.