Игорь Гоцул: "Тренировочный процесс, как выплавка стали в доменной печи: остановить легко, запустить заново очень сложно"
Эксклюзивное интервью главы ФЛАУ Игоря Гоцула корреспонденту украинского интернет-издания Диалог.UA.
Пандемия коронавируса COVID-19 самым негативным образом отразилась на спорте: из-за карантина перенесена Олимпиада в Японии, Евро-2020, чемпионаты мира и другие важнейшие старты, а некоторые соревнования вообще отменены. Как быть украинским спортсменам, тренерам, спортивным менеджерам и многим другим работникам этой сферы? Скоро ли вернутся домой наши легкоатлеты, находящиеся на сборах за границей? Эти и другие вопросы мы обсудим с Президентом Федерации легкой атлетики Украины Игорем Гоцулом.
– Игорь Евгеньевич, как известно, эпидемия коронавируса наносит украинской и мировой легкой атлетике довольно ощутимые удары. Как сильно отразится вынужденный карантин на развитии "королевы спорта" в целом и на отдельных спортсменах?
– Безусловно, вирус и все события, связанные с ним, окажут негативное влияние не только на легкую атлетику, но и на весь спорт. Да и другие сферы нашей жизни пострадают.
Очень большой удар ощутит на себе спорт в экономическом плане. Федерация легкой атлетики Украины уже получила сообщение от Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) о том, что ежегодная помощь, которую мы традиционно получали, теперь выплачиваться не будет. Это показатель того, как коронавирус ударил по мировой легкой атлетике. Может быть, в глобальном плане эта сумма не такая большая, но для нас ее потеря довольно болезненна.
В условиях карантина, повлекшего за собой отмену или перенос крупнейших соревнований, как легкая атлетика, так и весь мировой спорт понесли серьезные экономические потери. Оттого и международные спортивные инстанции вынуждены значительно урезать или вообще прекращать финансовую помощь национальным федерациям.
Чемпионаты мира, Олимпиада – это дорогие и сложные в организационном плане мероприятия. Когда страны берутся их проводить, то рассчитывают на определенную экономическую выгоду. В то же время есть и негативные примеры, когда подобные мероприятия становятся непосильным бременем для государственной экономики. В условиях карантина неприятные последствия существенно увеличивается. Возрастают общие расходы Олимпийских игр: например, для Японии их перенос на 2021 год обойдется в дополнительные 3-4 млрд долларов.
Многие контракты придется перезаключать. Также организаторы несут колоссальные потери и в продаже билетов, и в обязательствах перед спонсорами. В данном случае возникает форс-мажор и нужно как-то компенсировать затраты, в том числе и по строительству, и содержанию олимпийской деревни. А это все очень большие деньги.
Из спортсменов пострадает большинство. Особенно это касается претендентов на медали Олимпиады: они долго готовились, находились фактически на финишной прямой, но теперь эпидемия отбросила их назад. Исключение составляют молодые спортсмены, которые в силу возраста не могли попасть на Игры, а теперь у них появляется шанс выполнить необходимый норматив.
– Как известно, практически все международные соревнования, в том числе легкоатлетические, отменены совсем или перенесены на более позднее время. В то же время мы знаем, что до Олимпиады, даже с учетом того что она также будет перенесена, все равно остается не так много времени. Как с тренировочным процессом, он так же приостановлен, или украинские спортсмены с тренерами (особенно это касается тех, кто уже получил лицензию на Игры и не может долго находиться без тренировок) как-то проводят занятия?
– Дата проведения Олимпийских игр определена, они состоятся в конце июля – начале августа следующего года. Что касается других важнейших соревнований, тут полная неизвестность, но готовиться к ним нужно. Что касается украинских легкоатлетов, на прошлой неделе я общался с руководителями территориальных федераций, мы обсуждали условия прохождения тренировочного процесса в изменившихся условиях.
Ситуация в разных областях сильно отличается. Где-то местное руководство слишком жестко подходят к соблюдению карантинных норм, и в отдельных регионах даже олимпийцы не имеют возможность куда-то выйти, чтобы продолжить тренировочный процесс. А есть города, области, где местные власти и спортивные функционеры, понимая все сложности, с которыми сталкиваются спортсмены, пытаются создать им условия для тренировок. Сделать так, чтобы и подготовка продолжалась, и при этом не нарушались нормы, установленные правительством.
Главная сложность в неопределенности: пока неясно, к чему готовиться. Средства и возможности, которые можно задействовать для тренировок, очень ограничены. Спортсмены, даже те, кто лишен возможности использовать спортивные объекты, так или иначе пытаются поддерживать форму. Но развивать ее им однозначно сложно в таких условиях.
Для ваших читателей приведу сравнение, почему так важно избежать простоев и сохранить тренировочный процесс. Он очень сходен с процессом выплавки стали в доменной печи. Остановить его можно, но запустить потом после остановки чрезвычайно сложно. Спортивная форма, умения, навыки приобретаются и развиваются годами, и после длительного перерыва всего за пару месяцев подготовиться к Олимпийским играм невозможно. Если сейчас остановить тренировочный процесс, то выйти на оптимальные показатели формы у Олимпиаде будет невозможно.
Мы надеемся, что в скором времени в условия карантина будут внесены изменения, которые позволят нашим спортсменам полноценно тренироваться. Такой проект готовится документа на уровне правительства, и мы рассчитываем, что он будет принят. Со своей стороны, мы понимаем нашу ответственность и готовы принять все меры безопасности, чтобы не подвергать риску здоровье спортсменов.
– Недавно в одном из выпусков своего видеоблога Вы говорили о том, что сейчас на сборах за рубежом находятся украинские спортсмены и руководство страны на уровне министерств не имеет единого мнения, как с ними поступить. В каком состоянии этот вопрос находится сейчас, дали ли ответ на ваше письмо? Читателям интересна судьба украинских спортсменов.
– После переноса Олимпийских игр часть легкоатлетов мы вернули в Украину, а часть осталась. Сейчас на учебно-тренировочных сборах за рубежом находятся 3 группы наших спортсменов. Они тренируются в Кыргызстане, Кении и Португалии. Со стороны власти мы наблюдаем двойственность в решениях. Руководство Министерства иностранных дел заявило, что все граждане Украины, пребывающие за рубежом, должны оставаться там до окончания карантина. А Министерство культуры, молодежи и спорта дало нам команду возвращать спортсменов в Украину. Мы обратились в Киев за разъяснениями, какое из указаний выполнять, и уже больше недели так и не можем получить ответ.
В связи с такой ситуацией Федерации легкой атлетики пришлось действовать самостоятельно, и мы решили на данном этапе руководствоваться пожеланиями самих спортсменов.
Легкоатлеты, находящиеся в Португалии, выразили желание как можно скорее вернуться. Мы активно работаем над этим с Посольством Украины в Португалии, с МИД, чтобы найти способы их желание выполнить. Там периодически какие-то специальные рейсы организовываются, и нам обещают, что этот вопрос в скором времени удастся решить. Легкоатлеты, находящиеся в Кыргызстане и Кении, и их тренеры в большей степени ориентированы на то, чтобы остаться и продолжать тренировочный процесс.
Эти спортсмены, стоит отметить, имеют лучшие условия, чем те, кто сейчас тренируется в Украине. Риски заразиться коронавирусом сведены к минимуму, условия хорошие, средства из бюджета, мы координируем эту работу с профильным министерством и стараемся находить компромиссы... Ожидаем официальной позиции властей, чтобы определить наши дальнейшие действия.
– Какие меры предпринимает ваша Федерация, чтобы поддержать наших спортсменов, тренирующихся на территории Украины? Ощущаете ли поддержку государства?
– Недавно правительство в связи с эпидемией уже заявило о снижении бюджетных средств, выделяемых на спорт. Мы же, со своей стороны, до последнего момента пытались держать наших спортсменов на сборах, чтобы они имели возможность как можно лучше подготовиться. Да, были здесь и риски, но эта логика была продиктована тем, что в то время МОК заявлял, что Олимпийские игры обязательно состоятся, и был призыв к спортсменам готовиться.
Сегодня мы, к сожалению, не знаем, что будет завтра, а тем более – через полгода. Когда преодолеем эпидемию, сколько времени пройдет, в какое время будут сняты ограничения, как будет развиваться экономическая ситуация и т. д. Мы пытаемся строить предполагаемые модели и под них подбирать определенные действия, которые считаем правильными.
Сейчас у нас есть несколько модельных планов, мы активно поддерживаем диалог с нашими территориальными федерациями, спортсменами, тренерами, стараемся максимально их поддержать. Мы теряем спортсменов в физическом плане, мотивации; теряем детей, которые остались дома с компьютерами, часть из них после карантина не сможет вернуться в спортивные секции. Чтобы эту паузу использовать максимально эффективно, мы с этой недели начинаем программу масштабного обучения, тренингов для всех категорий нашей легкоатлетической семьи. Здесь будут семинары для тренеров, спортсменов, судей, организаторов соревнований, маркетологов, пиарщиков, ответственных за проведение соревнований, врачей, массажистов. Этот проект довольно сложный, и мы благодарны коллегам, которые помогают его проводить на волонтерских началах.
Что касается взаимодействия с властью, то мы пытаемся их налаживать, находить компромиссы. Но нельзя сказать, что мы в полной мере чувствуем какую-то координирующую роль министерств. Не исключено, что их пассивность связана с тем, что эти органы только формируются; возможно, в скором времени мы почувствуем руководящую и направляющую работу. Во всяком случае, на это мы искренне надеемся.
– Напоследок общий вопрос, который интересует как обычных любителей, так и тех, кто спортом занимается серьезно… Секции закрыты, стадионы, спортплощадки тоже. Что делать, и как, не нарушая установленные нормы, выходить из ситуации, находить способы сохранять нормальные кондиции?
– Даже находясь дома, в закрытом пространстве, можно находить возможности поддерживать себя в форме. Что касается спортсменов-профессионалов, они, находясь в таких условиях, разрабатывают вместе с тренерами специальные комплексы упражнений, позволяющие им сохранить максимум формы. Конечно, сравнить это с подготовкой к Играм нельзя, но по крайней мере рабочий способ сохранения кондиций.
Что касается любителей, то пребывание дома на карантине не повод прекратить физическую активность. Сегодня есть масса видео, описательных курсов, которые позволяют человеку проводить домашние занятия.
Если вы хотите быть здоровыми, ваша физическая активность должна включать в себя 4 составляющие: 1) кардионагрузка (укреплять сердечную мышцу), 2) упражнения на гибкость, 3) укрепление мышечного корсета (базовые упражнения для групп мышц, поддерживающих позвоночник), 4) упражнения на вентиляцию легких (при беге, плавании, езде на велосипеде это происходит естественным путем, а дома следует подключить спецупражнения, которые будут на это направлены).
В первую очередь прислушивайтесь к квалифицированным специалистам, которые знают, как сбалансировать различные нагрузки и последовательно их применить. Занимайтесь, будьте здоровы и в хорошей физической форме!
Беседовал Георгий Борисенко специально для интернет-издания Диалог.UA.
Напомним, в декабре 2019 года Игорь Гоцул рассказывал, что представителей Украины держали за рубежом и не пускали домой. Произошло это из-за того, что Министерство культуры, молодежи и спорта Украины отказалось выполнять договорные обязательства по финансированию спортсменов, проходящих тренировочные сборы в других странах.
Как ранее сообщалось, глава Федерации легкой атлетики Украины рассказал, что из-за коронавируса наших легкоатлетов лишили ежегодной международной помощи.
Последние новости
Сазонов предположил, к чему готовят украинцев, тестируя реакцию: "Могут и поставить перед фактом"
21:34Подразделение ВСУ "Острые козырьки" получило неожиданный подарок от создателей одноименного сериала
20:09
Жданов назвал момент, когда Запад нанесет сокрушительный удар по РФ: "Заходи и бери голыми руками"